Осторожно, школа: аллерген найдет ученика и в классе

Говоря о безопасности ребенка в школе, взрослые обычно имеют в виду безопасную дорогу в учебное заведение и домой, отсутствие одноклассников-буллеров, надежные потолки и теплые классы. Но мало кто догадывается, что источник угрозы, подстерегающей ребенка во время занятий, может быть невидимым или едва заметным. Или никак не ассоциироваться с возможным ухудшением состояния здоровья ребенка с аллергией. Однако аллергены подстерегают учеников в классе.

Стресс и аллергия в школе

— В школу и, как правило, в детский сад идут осенью, после того, как за лето организм оздоровился. Но школа — это стресс. Это изменение обстановки, изменение социума.

Адаптация — сложный процесс для первоклассников. Непросто адаптироваться и тем, кто идет в старшую школу, где вместо одного учителя по всем предметам — отдельный учитель по каждому. Адаптация сложна и для учащихся выпускных классов. И этот стресс может выступить кофактором развития аллергических реакций.

Соответственно, у детей могут обостриться любые хронические заболевания, ведь нервная система и иммунная связаны между собой. Поэтому, если у ребенка есть аллергия на пищевые или воздушные аллергены, стресс может усилить эту реакцию или стать ее пусковым фактором, — рассказывает доцент кафедры клинической иммунологии и аллергологии Львовского государственного медицинского университета им. Данила Галицкого, кандидат медицинских наук, аллерголог, иммунолог Светлана Зубченко.

Аллергенный микроклимат

Также нужно учесть, что и школа, и детский сад являются закрытыми и малопроветриваемыми помещениями, где возникает собственный микроклимат. Следовательно, сенсибилизация имеет свои особенности.

Среди сенсибилизаторов учебных помещений — прежде всего клещи домашней пыли. Особенно много их может быть в библиотеках и старых комнатах. Способствуют накоплению пыли и кондиционеры.

Подстерегают школьников и воспитанников детских садов и аллергены животных. Даже когда животных непосредственно в учреждении нет. Ведь аллергенные молекулы может принести на своей одежде или обуви сосед по парте, который держит питомца дома. Или просто живет в одном подъезде с владельцем кота или собаки.

— Осень плюс закрытые помещения — это рай для плесени, активно продуцирующей споры. Такой как альтернария или кладоспориум. Особенно много спор в школьных раздевалках и закрытых спортивных залах.

И сенсибилизированные дети будут реагировать на эти споры обострением астмы, бронхита или бронхообструктивным синдромом. Особенно после физической нагрузки, — продолжает врач.

В детских садах, отмечает она, нужно обращать особое внимание на ковры и подушки.

— Родители моих пациентов часто рассказывают, что в детсадах пользуются перьевыми подушками и старыми шерстяными одеялами. Это настоящие хранилища, где скапливаются и размножаются клещи домашней пыли, — говорит врач.

Школьный класс с опасностью пищевой аллергии

Но опасными учебные заведения являются для детей не только с респираторной, но и с пищевой аллергией.

— По данным американского фонда «Астма и аллергия», в классных комнатах можно ожидать контакта с пищевым аллергеном в 46,6 % случаев. В кафетериях — в 19,9, в игровых комнатах — в 9,7 %. Где же эти пищевые аллергены могут содержаться в школе?

Без сомнения, в различных продуктах, в частности в конфетах, содержащих арахис или фундук. Еще в продуктах, содержащих молоко, а следовательно, и молочный белок казеин. А молекула казеина является термостойкой. Она сохраняет свои свойства и в хлебобулочных изделиях, куда добавляют молоко, в кашах, в шоколаде или кондитерских кремах, — отмечает Светлана Зубченко.

Аллергические реакции на казеин могут быть очень тяжелыми, в том числе иметь вид ангионевротического отека и анафилаксии. В более легких случаях ребенок с аллергией на этот молочный белок может иметь крапивницу.

Но белок молока казеин содержат не только продукты питания. Есть он и в предметах, которые используют в школе и детском саду, — меле, клее или краске.

Этот белок используют, чтобы добавить прочности и улучшить вязкость материала, в производстве красок, клеев, мелованной бумаги и собственно мела. В частности того, что не крошится при письме.

Поэтому дети с аллергией к белкам молока должны быть осторожны при контакте с этими веществами. Таких учеников врачи рекомендуют учителям отсаживать на задние парты, подальше от доски.

— У меня был случай, когда у мальчика появлялась крапивница каждый раз, когда он писал мелом. И мы не могли понять причину. Как оказалось, причина заключалась в казеине, на который у ребенка была аллергия. Зная об аллергии, мальчик не употреблял молоко. Но у него появилась реакция и на мел, — делится опытом Светлана Зубченко.

Опасные LTP-белки

Родителям детей с аллергией нужно обратить внимание и на возможные контакты их детей с белками группы LTP, которые вызывают тяжелые аллергические реакции. Есть такие белки в яблоках, персиках и винограде. Даже если родители знают, что их ребенок сенсибилизирован к этим белкам и не дают ему продукты, их содержащие, не исключено, что школьника может угостить ими кто-то из одноклассников.

— Мама может не давать ребенку продукты, содержащие аллергены, и предупреждать, что их нельзя есть. Но вот у кого-то в классе день рождения — и он угостит конфетой или пирожным. Поэтому нужно помнить о таких случаях и учить ребенка, чтобы не брал продукты, которыми его угощают друзья в школе. И чтобы за этим следили учителя, особенно когда речь идет о младших школьниках, — отмечает Светлана Зубченко.

Реакция на аллергены может быть очень тяжелой. Особенно во время и после уроков физкультуры, когда физическая нагрузка индуцирует аллергическую реакцию. Ребенок вместо того, чтобы выпить воды, съедает яблоко или персик. И так может получить ангионевротический отек или анафилаксию. Такую же реакцию может вызвать и употребление изделий из пшеницы до занятий по физкультуре.

Как предупредить аллергию

— Поэтому подчеркиваем: если родители знают, что у ребенка есть склонность к аллергии, лучше сделать аллергологический паспорт, где будет указано, к каким молекулам ребенок сенсибилизирован. И обратиться к врачу за разъяснениями, какие продукты можно есть, а какие — нет, — говорит Светлана Зубченко.

Также о том, какие продукты нельзя есть ребенку, должны быть предупреждены все учителя и воспитатели, которые с ним работают.

А руководству детских садов врач советует закупать гипоаллергенные подушки и матрасы. И по возможности отказаться от шерстяных ковров и старой мебели, которые так любят пылевые клещи. А еще — от комнатных растений, ведь земля в вазонах может быть рассадником плесени.

По этой же причине желательно периодически проводить ремонты в помещениях детсадов и школ, особенно старых.

По словам Светланы Зубченко, аллергия на альтернарию плохо лечится. Случаев заболевания ею и аллергией на пылевых клещей особенно много среди учащихся и воспитанников сельских школ и садов. В таких учреждениях старые помещения и не хватает денег на ремонт. В городских учебных заведениях плесени и клещей значительно меньше, отмечает врач.

Еще родителям важно знать: аллергия на пылевых клещей, споры грибов или аллергены домашних животных излечима. Для этого используется метод аллерген-специфической иммунотерапии (АСИТ). Ее еще называют аллергенной иммунотерапией (АИТ). После курса такого лечения аллергия обычно отступает на много лет, а то и навсегда.

Чтобы лечение было эффективным, для него нужны препараты высокого качества. В частности, такое имеют аллергены испанской компании Inmunotek, доступные в Украине.

А подобрать для вашего ребенка оптимальный курс АИТ может только врач.

Сверхмелкие частицы провоцируют астму у школьников

Пыль, который поднимается на школьных переменах, и частицы мела, разлетающиеся от доски, — источники сверхмелких частиц размером менее 100 нанометров.

Такие частицы, по данным опубликованного в сентябре 2019 европейского исследования, проникая глубоко в нижние дыхательные пути, могут провоцировать приступы астмы у школьников.

По мнению ученых, это объясняется не только размером частиц и их способностью проникать вглубь легких. А еще и тем, что в воспаленных легких детей-астматиков такие частицы оседают легче.

Авторы другого исследования добавляют, что симптомы астмы может вызвать и некрошащийся мел. Он опасен для детей-аллергиков еще и тем, что содержит молочный белок казеин.

Выводы

Итак, аллергическая реакция может возникать в школе или садике, усиливаясь стрессом из-за изменения условий жизни с началом учебного года.

Основными источниками аллергенов в детских садах являются подушки и одеяла. Или горшки с цветами, где может размножаться грибок. В сельских учреждениях — еще и старые помещения, и мебель.

Источники пищевой аллергии прячутся и в школьном классе. Даже в неожиданных местах или предметах, таких как мел.

Сама же мел, как и школьная пыль, является источником сверхмелких частиц. А они способны спровоцировать возникновение у школьников симптомов астмы.

Источник

Вся правда об «аллергии на школу»

Случалось ли вам на всех парах мчаться с работы, чтобы забрать из школы ребенка, у которого то ухо разболелось, то живот прихватило, то температура подскочила? И уже дома недоумевать: почему все вдруг как рукой сняло? Он мастерски притворяется или действительно от чего-то страдает? Проблема, между прочим, распространенная. Если кто-то называет ее «аллергией на школу», то Елена Навицкая, заведующая психотерапевтическим отделением Минского клинического детского психиатрического диспансера, склоняется к такому диагнозу: «соматоформная вегетативная дисфункция». И настоятельно рекомендует не только не делать попыток наказать ребенка, но и не ранить его недоверием.

Осторожно, школа: аллерген найдет ученика и в классеФото Татьяны СТОЛЯРОВОЙ.

— Обвинение в симуляции крайне оскорбительно даже для взрослого, уж не говоря о ребенке. Скорее всего, это закрепившаяся в определенный момент реакция детского организма на стресс, который постоянно повторяется, — объясняет Елена Валентиновна. — Проблема на уровне подсознания. Возможно, однажды в школе произошел конфликт, который впоследствии принял хроническую форму. Реакция на стрессовые ситуации, как и причины стрессов, могут быть индивидуальными. Ведь даже выразить свою точку зрения в 9 — 10-летнем возрасте получается далеко не всегда. Например, одна мама недавно обратилась ко мне именно с такой ситуацией, и я попросила ее вспомнить, когда именно ребенок начал столь болезненно в прямом смысле реагировать на школу и, главное, какие события этому предшествовали. И вот что выяснилось. На одной из переменок у мальчика случилась небольшая потасовка со сверстником, который обижал девочку. Педагог в причинах разбираться не стала, даже не выслушала ученика, который был уверен, что совершает по-настоящему мужской и благородный поступок. Учительница напомнила, что дисциплина в школе одна для всех, и публично наказала обоих. Причем в довольно своеобразной форме: изобрела некую доску позора, где фамилии и имена маленьких драчунов красовались целую неделю! Для ребенка с обостренным чувством справедливости это было психологической травмой. И не только потому, что пострадало его самолюбие. Для ребенка такого возраста авторитет педагога часто непререкаем, учителя для него — почти боги… Ребенок чувствует несправедливость, но не может возразить.

Это взрослый может уволиться с нелюбимой работы, а ребенок хочет не хочет, а обязан ходить в школу. И вот сознание честно идет на уроки, а подсознание яростно сопротивляется. Результат? Душевное страдание может перерасти в самое настоящее физическое. Поднимается температура, болит живот, ухо, горло, кружится голова… Со стороны, конечно, напоминает танатоз — мнимую смерть у некоторых животных при встрече с опасностью: как только она отступает — тут же случается и чудесное воскрешение. Вот поэтому взрослые, никогда не испытывавшие подобного страдания, часто упрямо считают, что ребенок симулирует. И этим только усугубляют положение.

Хотя притворство, конечно, тоже не исключено. Возможен такой вариант: однажды ребенок, страдающий от недостатка внимания со стороны родителей, учителей или сверстников, обнаруживает, что его проблему словно по щелчку решает лишь его недомогание. Проверил раз — сработало! И понеслось… Поэтому, чтобы не спровоцировать его на такую хитрость, лучше бурно не реагировать на жалобы, особенно когда отсутствуют симптомы, явно указывающие на болезнь. Педагог может предложить ученику просто немного отдохнуть, посидеть в сторонке, сходить в медпункт и так далее. Родителям тоже не стоит ахать да охать: пожалейте ребенка, погладьте, скажите ласковые слова — вдруг именно этого ему сейчас не хватает? Вообще, в детском сознании должно закрепиться, что болеть — неприятно, быть здоровым — хорошо. Скажем, если болит голова — значит, необходим постельный режим, а вовсе не сидение за компьютером.

А как же быть, если ребенок не лукавит? Прежде всего, говорит Елена Валентиновна, важно исключить те заболевания, на которые указывают тревожные симптомы, обратившись к соответствующим специалистам, а при необходимости можно пройти и полное медицинское обследование. Если все в порядке, тогда уместен визит к психотерапевту.

Советует доктор Навицкая

Побольше уделяйте внимания своим детям. Доверяйте им. Разговаривайте, старайтесь узнать, что их беспокоит.

Не спешите критиковать, упрекать, подгонять под общепринятые рамки и навязывать свою точку зрения только потому, что вы старше и, дескать, поэтому знаете, как лучше. Вы тоже можете ошибаться. Помните, что душевные травмы заживают гораздо медленнее. А порой и вовсе оставляют шрам на всю жизнь.

Кстати

Запустить цепочку болезненных реакций детского организма на пребывание в школе способен не только прямой конфликт. Это может быть несоответствие ожиданий ребенка и его родителей по отношению к школе и той реальности, с которой они столкнулись, непоследовательность в действиях учителей и родителей, резкая смена стиля воспитания и обучения. Недавно к Елене Навицкой пришла мама третьеклассника и рассказала, что настройка перед поступлением в школу в этой семье прошла наилучшим образом — и на ежедневные домашние задания, и на то, что сын должен стараться приносить только лучшие оценки, даже портфель научились складывать и надевать школьный костюм на скорость, чтобы никогда не опаздывать. И вдруг выясняется, что портфель, который мама так старательно вместе с сыном выбирала, пока не нужен, потому что все учебники и тетради по новым правилам хранятся в классе, домашних заданий не задают, оценок не ставят, да и дневников-то нет. Сначала ребенок растерялся, потом, естественно, расслабился, а когда в середине года уже во втором классе вдруг все изменилось и нужно было резко напрячься, он уже не смог. Итог? В третьем классе начал «болеть» то тем, то этим…

Осторожно, школа: аллерген найдет ученика и в классеФото svetnsk.ru

Полезно знать:

Круглосуточный телефон доверия для детей и подростков (8-017) 246-03-03.

Был случай

Как-то Елена Навицкая работала с 15-летней девочкой. Назовем ее Женей. Постоянные конфликты с учительницей гимназии стали одной из причин госпитализации в психиатрическое отделение. А мама, несмотря на неоднократные просьбы дочери сменить учебное заведение, реагировала категорично, дескать, это же одна из лучших гимназий в Минске, поэтому надо набраться сил и потерпеть. Что же сделала Женя? Начала решать проблему сама! Выписавшись из больницы, ни слова не говоря маме, проштудировала интернет на предмет ближайших учебных заведений, внимательно изучила отзывы и выбрала наиболее понравившееся, кстати, обычную районную школу. Потом так же самостоятельно забрала из гимназии свои документы и отнесла их туда, куда захотела. Позже она призналась доктору: «Я наконец-то почувствовала себя человеком! Здесь на меня не кричат, а искренне пытаются помочь и научить…» Есть такой термин в психиатрии: «дидактогения» — действие педагога, которое может вызвать болезнь у ученика. И реакция на непрофессиональные действия педагогов может быть различной — от энуреза до болей в животе. Наиболее решительные ученики могут просто бойкотировать ненавистный урок. Кто-то оказывается более стрессоустойчивым. К счастью, не всегда конфликт заходит далеко. Чаще совместными усилиями его удается разрешить. Или научиться — иногда с помощью психолога или психотерапевта — воспринимать происходящее иначе, смотреть на педагога и ситуацию с учебой по-другому.

eversman@sb.by

Советская Белоруссия № 32 (25167). Четверг, 16 февраля 2017

Источник

Аллергия на школу или какие болезни могут появиться в первые месяцы учебы

Чаще всего уже в первые недели учебы школьники начинают жаловаться на быструю утомляемость. В этом нет ничего удивительного: адаптироваться к новому расписанию, необходимости рано вставать и большим умственным нагрузкам не так-то просто. Вскоре к переутомлению могут присоединиться простудные заболевания, ведь в классе ребята обмениваются не только новостями и летними впечатлениями, но и микробами.

Парад носовых платков

Первым признаком начала простуды является насморк. Казалось бы, что может быть банальнее этого симптома? Однако самим родителям бывает сложно определить, чем он вызван — вирусной или бактериальной инфекцией, аллергией или вазомоторным повреждением слизистой полости носа.

Аллергический ринит возникает на фоне контакта с аллергеном: пылью, пыльцой растений, шерстью домашних животных и т.д. Если причина насморка в этом, дайте ребенку любой антигистаминный препарат и постарайтесь свести контакты с аллергеном к минимуму. Такой насморк не всегда является поводом для пропуска занятий. Но, безусловно, в момент обострения школьника необходимо освободить от физкультуры: урок в пыльном спортзале может вызвать у аллергика грозные осложнения, вплоть до развития анафилактического шока.

Вазомоторный ринит возникает из-за повреждения сосудов слизистой оболочки носа. Это может случиться, если ребенок слишком часто сморкается: сосуды лопаются, слизистая высыхает и перестает справляться со своими защитными функциями. А поскольку среда в полости носа достаточно комфортна для бактерий, при малейшем переохлаждении или контакте с простуженным одноклассником у ребенка начинается насморк. Да еще как начинается! С тяжестью, а иногда и с болью в голове, заложенностью носа. Но это не значит, что не нужно сморкаться! Обязательно прочищайте и промывайте полость носа специальными растворами, только делайте это аккуратно.

Простудный ринит можно предотвратить, если раз в полгода проводить профилактику с использованием иммуностимулирующих препаратов, повышать сопротивляемость организма закаливанием и регулярными физическими упражнениями, а также стараться не контактировать с больными.

Если простудный насморк не сопровождается температурой и головной болью, школу пропускать надобности нет. Но если в течение двух дней тяжесть в голове не проходит, поднимается температура, ребенок теряет аппетит и жалуется на ухудшение зрения, поспешите к ЛОР-врачу! Необходимо помнить, что любой ринит может являться предвестником других заболеваний — воспаления среднего уха, гайморита и других.

По наличию таких симптомов, как температура, боль в горле, кашель, можно понять, что насморк открыл болезнетворным бактериям и вирусам ворота в организм. Если ребенок проснулся больным, оставляйте его дома, сообщив участковому педиатру о симптомах. За неделю, которая потребуется на выздоровление, в школе многого не пропустишь, а организму небольшие «каникулы» пойдут на пользу.

Готовьте юному пациенту теплое питье с лимоном, мятой и малиной. Не забывайте также об отвлекающей терапии: парьте ноги, растирайте грудную клетку ребенка полуспиртовым раствором и делайте ингаляции над картошкой или горячей водой с добавлением эвкалипта. Однако учтите, что все эти процедуры рекомендуется проводить, только если у школьника нет высокой (выше 38°) температуры.

Следует помнить и о том, что организм, ослабленный простудным насморком, атакуют бактерии, которые способны вызвать поражение почек. Поэтому за время болезни просто необходимо пару раз сделать анализ мочи. Кроме того, нередко возникают и другие осложнения — ларингит, фарингит, отит, бронхит, пневмония. В таких случаях без антибактериальной терапии не обойтись: обязательно покажитесь врачу и следуйте его рекомендациям.

Гастрит и другие

Сегодня гастрит является самым распространенным заболеванием у школьников. Как правило, его обострение наступает в период нервных перегрузок и экзаменов, но важно помнить, что стресс первых месяцев тоже может спровоцировать приступ.

Гастрит — это заболевание, поражающее слизистую оболочку желудка и двенадцатиперстной кишки. Возникает оно на фоне различных факторов: наследственной предрасположенности, нарушения режима дня, хронических заболеваний желудоч-но-кишечного тракта, стрессов, неправильного питания. Основные его симптомы — изжога, отрыжка, боли в животе, а иногда рвота и температура.

Гастрит относится к сезонным недугам, обостряющимся осенью и весной. В сентябре, когда дети с бабушкиных котлет и маминых супчиков переходят на буфетное питание, времени на отдых остается все меньше, а интеллектуальные нагрузки возрастают с каждым днем, количество пациентов в приемной гастроэнтеролога резко возрастает. Первые признаки начала гастрита — это жалобы на неприятные ощущения «под ложечкой», чувство голода через некоторое время после еды, боли в области пупка. Все эти признаки означают, что слизистые желудка и двенадцатиперстной кишки воспалены. Пора к врачу!

Прежде всего, доктор должен убедиться, что школьнику досаждает именно гастрит, ведь похожие симптомы могут вызывать и другие заболевания ЖКТ. Гастроэнтеролог предложит вам провести ряд обследований для постановки точного диагноза — УЗИ органов брюшной полости, эзофагогастродуоденоскопию, биохимический анализ крови, копрограмму.

После того, как диагноз будет поставлен, приготовьтесь добросовестно выполнять все рекомендации врача, ведь гастрит представляет серьезную угрозу для здоровья ребенка.

Чтобы в будущем не допустить обострения болезни, необходимо соблюдать следующие правила. Обязательно завтракайте! И не просто бутылочкой йогурта и бутербродом. Каши, омлет, запеканка, любая другая теплая и полезная еда поможет противостоять школьному стрессу и голоду, который провоцирует развитие гастрита. В обед желательно съесть суп, на ужин — мясо или рыбу с овощами.

Если ребенок страдает гастритом, то осенью и весной постарайтесь исключить из его рациона соленую, жирную, жареную пищу. Ну и, конечно, вам не справиться с заболеванием без профилактической терапии. Используя антацидные средства, снижающие кислотность желудочного сока, можно уберечь ребенка от всех малоприятных симптомов, сопутствующих обострению гастрита.

Черные полосы арбузной осени

Ранняя осень — это время арбузов и дынь, с которыми, к сожалению, связаны случаи массового отравления. Высокая влажность в местности, где росла бахчевая культура, недостаток солнца и использование нитратов, грязные ножи, которыми продавцы вскрывают арбузы и дыни, — все это факторы риска, о которых следует помнить, отправляясь в магазин или на рынок.

Первыми симптомами пищевого отравления являются тошнота, рвота, частый жидкий стул, боли в животе. Ребенок может внезапно проснуться ночью, почувствовав схваткообразные боли в околопупочной области, пулей побежать в туалет. Вспоминайте, что было на ужин: скорее всего, какие-нибудь фрукты или овощи, привезенные из солнечной страны.

Первая помощь школьнику в этот момент — очистить кишечник, адсорбировать токсины и восстановить потерю жидкости. Если дома есть активированный уголь или полифепан, не жалейте их. Можно дать сразу 3-4 таблетки или 1 столовую ложку. Если же у ребенка постоянная рвота — не медлите, вызывайте врача, самим не справиться. В аптечке на всякий случай держите фуразолидон. Он помогает при пищевых отравлениях и взрослым, и детям, но дозировку лучше уточнить у педиатра. Обязательно нужно приготовить солевой раствор для восполнения жидкости в организме. Такие препараты свободно продаются в аптеках.

Конечно, первые два-три дня после «происшествия» в школу лучше не ходить и на одну неделю следует исключить физкультуру. Вообще же период реабилитации потребует около двух недель. Чтобы быстрее восстановить микрофлору кишечника, вместе с врачом выберите препараты-пробиотики, которые подходят именно вашему ребенку.

А чтобы впредь избежать отравлений, помните о наших рекомендациях. Во-первых, покупайте овощи и фрукты в магазинах или на рынке у продавцов, имеющих лицензии на свой товар. Во-вторых, тщательно мойте арбузы и дыни кипяченой водой и срезайте с них корку перед употреблением. А если вам не нравится внешний вид или запах фруктов и овощей, без сожаления выбрасывайте их! Только в этом случае вы можете быть спокойны за здоровье своих детей.

Источник: Журнал «Здоровье школьника»

Источник