Православная Жизнь

Чувствуется напряжение, все замерли в ожидании разрешения вопроса о непереносимости церковных запахов. Развязка интриги — в руках иерея Андрея Чиженко.

Православная Жизнь

Каждение ароматными смолами и ладаном — очень древняя традиция Церкви. Еще в ветхозаветной скинии были кадильницы для воскурения фимиама. Священники и левиты применяли каждение в богослужении.

С чем это связано?

Во-первых, в этом есть глубокий духовный символизм. Он хорошо выражен в иерейской молитве на благословение кадила: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовнаго, еже прием в пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа». То есть благоуханные ароматы и воскурения кадильницы являются внешним выразителем нашей искренней молитвы к Богу, которую мы просим принять и послать нам в ответ благодать Святого Духа. В этом суть каждения в храме.

Во-вторых, так как человек является духовно-телесным существом, то православное богослужение воздействует на все пять телесных органов чувств человека, в том числе и на обоняние, преподнося ему освященные благовонные ароматы.

Но действительно в священнической практике бывают случаи, когда люди не могут переносить запаха ладана или дыма от кадила. Здесь, в первую очередь, хочется предостеречь и человека, чувствующего подобный дискомфорт, и окружающих его людей вот от чего…

…Не нужно приписывать подобную отрицательную реакцию человека на аромат или дым кадила беснованию или другому духовному заболеванию и шарахаться от него, как от прокаженного. Не следует также самому человеку считать себя бесноватым. Это очень пагубное действие, которое может сломать всю жизнь. Не принимайте в себя зло и не распространяйте его в виде устоявшегося общественного мнения.

У человека может быть всего лишь аллергия на определенный тип ладана или на химические составляющие кадильного угля.

Нужно помнить, что и уголь, и ладан — очень разнообразные ароматические смеси, которые могут быть не на духовном, а на физиологическом уровне неприемлемы человеком. К примеру: бедный сельский приход, священнику недостает финансовых средств купить хорошего ладана, поэтому он приобретает дешевый. Конечно, при этом есть и серьезная потеря в качестве. У меня также случалось подобное: я покупал ладан, совершал им каждение, и он был мне самому неприятен.

Однажды было такое, что производители положили в уголь избыточное количество горючих веществ, и он у меня на электроплитке (во время службы разжигал на ней уголь) буквально взрывался и разлетался во все стороны по пономарке, наполняя ее дымом. Так что же нужно было считать, что это бес строит свои козни? Нет, это обычный химический термический процесс. И не нужно во всем усматривать игры сатаны. Так и до психбольницы недалеко. Необходимо бороться с диаволом, но делать это с Божьей помощью в своем сердце, в душе, искореняя страсти, а не превращая эту борьбу в паранойю, навязчивую манию, в зрительные и слуховые галлюцинации.

Также опасна мысль «Я не переношу ладана, значит я бесноватый» — тем самым мы своей свободной волей можем, не дай Бог, открыть в свою душу дорогу нечистой силе. Нужно стать и подумать: святую водичку принимаю с радостью, к кресту подхожу, регулярно исповедуюсь и приобщаюсь Святых Христовых Таин — так какой же я бесноватый? Нет. Такие диавольские прилоги в себе нужно сразу отсекать. Эти мысли-младенцы следует немедленно избить о камень в зародыше, пока они не превратились в драконов и не всколыхнули мир моего внутреннего существа.

Так что, дорогие братья и сестры, не спешите выносить о себе и о других резких суждений, положитесь во всем на волю Божию. В духовной жизни как в медицине: лучше самостоятельно не принимать необдуманных решений, а следует обратиться к лечащему врачу, то есть к духовнику или к священнику, которому вы доверяете, за советом. А если вам не подходит ладан по физиологическим причинам, пойдите в церковную лавку, купите там понравившийся вам ладан, принесите в храм и попросите священника совершать каждение им. Думаю, батюшка согласится. И Богу будет угодно, и вам приятно, и дело доброе совершили…

Иерей Андрей Чиженко

Источник

А не является ли ладан лёгким наркотиком?

Крупный вариант 2800х2520

Ладан является смолой сугубо определённого рода растений Boswellia https://ru.wikipedia.org/wiki/Ладан , в частности, Boswellia sacra. Заметили? Сакра. Босвеллия сакральная, то бишь тайная. Почему тайная? Да потому что в древности в тайну производства ладана старались никого не посвящать, и его цена была неимоверно завышена https://anomalia.kulichki.ru/news8/023.htm . Даже Авиценна пал жертвой дезинформации и считал, что ладан собирают с шерсти коз https://www.bibliotekar.ru/ibn/5/20.htm ! Однако, как целитель, Авиценна знал, что ладан помогает при болях, в том числе, и головных, является закрепляющим кишечник и, одновременно, мочегонным средством, обладает мощным бактерицидным действием.

Сейчас цена ладана такова, что его может позволить себе купить практически любой желающий https://www.ikonashop.ru/index.php?ID=38&PHPSESSID=ebdf0f3f0e113d75af88bebff2526fa0 . Среди его применений не только ароматические https://www.styx-naturcosmetic.ru/index.php?action=efioil&word=203&sub=41 , аромотерапевтические https://www.multilot.ru/index.php?productID=576 (как афродизиака) и сакральные функции https://www.simbolarium.ru/simbolarium/sym-uk-cyr/cyr-l/l/ladan.htm , но и применение, как средства для чёрной магии https://www.devilry.ru/article101_article_103_1.phtml . Для меня лично оказалось неожиданностью, что устойчивые идиоматические обороты с этим словом оказались для кого-то загадками https://www.newslab.ru/review/174842 . Ну, положим, выражение «дышать на ладан» — действительно может показаться странным. Но как из него возник неологизм «наладом»? Тут, наверняка, покопошились самые безграмотные из «падонков». Ибо только им неведомо, что ладан применялся для окуривания покойников, чтобы заглушить запах, от них исходящий. И именно поэтому, а не из-за того, что ладан, якобы применялся в церквях, как оплотах «святой территории», как сказано в вышеприведённой ссылке, возникла другая идиома: «бояться как чёрт ладана». «Чёртом» являлись миазмы мертвого тела. Чёрт, как известно, пахнет серой, то бишь сероводородом, коий в изобилии источает гниющие внутренности, и именно этот запах выдавал присутствие «нечистого». Ладан же маскировал этот запах, соответственно «изгонял чёрта». Такая вот семантика.

Но вернёмся к медицинскому использованию ладана . Кроме всего прочего, о чём я упоминал, его испарения служат сильным релаксирующим средством. Этим и объясняется уникальная «благостная» атмосфера разного рода храмов.

Читайте также:  Аллергия на укусы комаров (кулицидоз) — симптомы, фото и методы лечения

К слову, ныне аромат ладана стал непереносим для изрядного числа людей https://hghltd.yandex.net/yandbtm?url=http%3A%2F%2Fwww.diablosoft.%2Fnewsnew-2676.html&text=%EB%E0%E4%E0%ED . Забавно, правда? Прихожане «заболели» аллергией на ладан. Во времена «Молота ведьм» таких бы однозначно объявили одержимыми бесами и их ждала судьба самого ладана… То бишь смерть через сожжение. А сейчас, ничего, ходят и посмеиваются. Это, скажем так, первый «звоночек».

«Звоночек» второй: как заявляет пресса, скоро ладана вообще не будет https://obolon./article.php?story=20061218195151703 : растения, из которых он добывается, находятся на грани исчезновения.

Вы всё ждёте, когда же будет про наркотики? Дождались! Сейчас!

В скором времени ладан могут запретить как наркотическое средство . И это не бред!

Помните я в самом начале говорил про инцеснол? Это составная часть ладана, которая, как выяснилось https://209.85.135.104/translate_c?hl=ru&sl=en&u=https://www.eurekalert.org/pub_releases/2008-05/foas-iip052008.php&prev=/%3Fq%3Dincensole%26start%3D10%26hl%3Dru%26lr%3D%26sa%3DN (ссылка на статью автоматом переведённую гугль-транслейтором, посему язык коряв, но для понимания доступен) обладает сильным антидепрессивным действием. Но, возразят мне, антидепрессанты же не наркотики. Что я могу сказать? Кому как. Вспомните мой прошлый материал про антидеперессант «коаксил»… И позапрошлый, про «волшебный шалфей». Где связь? А связь в том, что и инцеснол, и сальвинорин — это дитерпены. Те самые, исследование биологической активности которых идёт ныне семимильными шагами. И есть немалая вероятность, что из ладана, путём нехитрых химических манипуляций, возможно будет изготовить целый класс новейших соединений, обладающих наркотической активностью.

Конечно, мне скажут, что это всё мои домыслы, что если бы у бабушки был пенис, то она была бы дедушкой… Не-а! Транссексуалом бы она была, а не дедушкой! «Наука умеет много гитик», а уж химия-то и подавно. Уже одно сходство структур сальвинорина и инцеснола, наверняка заинтересовало фармацевтические компании, готовые вбросить кучи денег в исследование дитерпенов. А это значит, что следует ждать очередной волны поверхностно исследованных их производных… Сиречь, потенциальных наркотиков. Ведь какое сейчас самое распространённое заболевание? Депрессия. Вот её, братцы, и будем лечить всё мощнеющими таблетками до полного изничтожения пациента.

Оригинал.

Источник

«Не только в храме». Почему ладан используют неправильно

https://ria.ru/20190514/1553430661.html

«Не только в храме». Почему ладан используют неправильно

«Не только в храме». Почему ладан используют неправильно — РИА Новости, 03.03.2020

«Не только в храме». Почему ладан используют неправильно

На Пасху в храмах покупают не только свечи и лампадное масло, но и ладан. Это благовоние известно со времен Древнего Египта. Ладан обладает целебными… РИА Новости, 03.03.2020

2019-05-14T08:00

2019-05-14T08:00

2020-03-03T14:13

россия

русская православная церковь

религия и мировоззрение

/html//[@name=’og:title’]/@content

/html//[@name=’og:description’]/@content

https://cdn24.img.ria.ru/images/155343/08/1553430819_0:40:3000:1728_1920x0_80_0_0_a113ceed0171bffdacba867e7e2af1ef.jpg

МОСКВА 14 мая — РИА Новости, Артем Буденный. На Пасху в храмах покупают не только свечи и лампадное масло, но и ладан. Это благовоние известно со времен Древнего Египта. Ладан обладает целебными свойствами, а некоторые считают — и магическими. Священники размахивают кадилом — разносится сладковатый аромат. «От него голова болит», — жалуются порой прихожане. Что это — некачественный продукт или «нечистый ладана боится»? Как делают ладан и есть ли тут свои «ГОСТы» — в материале РИА Новости.»Дьяки курят ладан»Воскурение (поджигание и тление) ладана — древняя ритуальная традиция, о которой упоминается еще в Библии. Ладан был среди даров, поднесенных волхвами младенцу Христу. В современных христианских церквах каждение ладаном — часть богослужения. Ладан делают из древесной смолы и ароматических масел. В древности — из смолы «библейского» ливанского кедра. Сегодня это редкость, сырье обычно берут из босвеллии, распространенной в Аравии и Восточной Африке. «Со смолой и ладаном — как с вином: все зависит от происхождения сырья, года производства, влажности, погоды в том месте в то время», — рассказывает монах одного из афонских монастырей, где делают ладан и кадильные свечи. Их еще называют «монашенки», или фимиам. Кадильные свечи — это смесь ладана, угля и ароматических масел. «Стоит зажечь кадильную свечу, как дом наполнится тонким благоуханием лучших сортов афонского ладана», — говорится на сайте производителя.Такой сертификат в России не выдают»Ни на ладан, ни на кадильные свечи никакого государственного стандарта нет. К сожалению, это приводит к подделкам», — рассказывает Михаил Чернин, гендиректор компании «Фаворский Свет», изготавливающей кадильные свечи в России.Это подтверждают и на Афоне. «Такой сертификат в России не выдают. Нам четыре раза присылали отказные письма с объяснением, что ладан — это общеупотребительное название», — уточняет монах.По словам Михаила Чернина, каждый завод сам выбирает сырье. Зачастую под видом ладана продается смола, например, сосны. «Дым, конечно, не вредный. Но это и не ладан. Настоящий куда дороже», — подчеркивает он.Продукт для народа»Чем меньше формализма, тем лучше», — считает епископ Клинский Стефан (Сергей Владимирович Привалов), викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, глава Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами. Сегодня много предприятий выпускают церковную утварь, и все, полагает владыка, стараются работать качественно.В храмах больше всего покупают свечи и ладан. Продукцию поставляют как светские предприятия, так и церковные. «Есть завод в Софрино, в котором благословляется закупать все церковные принадлежности. Там действуют жесткие стандарты. Есть и малые предприятия — они, если на чем-то и экономят, все равно полезны, потому что не каждый может позволить себе восковые свечи и архиерейский ладан высокого качества», — отмечает епископ.По его словам, важно, «чтобы и малоимущий мог что-то для себя приобрести, поэтому качество бывает разным». Это актуально и для приходов: «есть то, что в церковной среде называется «канифоль», то есть достаточно дешевый ладан, а есть продукция афонских умельцев».Голос афонского ладанаНа Афоне не уверены в необходимости сертификации ладана. «Это как с колоколами: у каждого свой голос. Как можно сертифицировать голос человека?» — размышляет монах. Московские производители считают иначе. «Был бы ГОСТ, было бы чему соответствовать, — рассуждает Михаил Чернин. — Любая контрольная организация или клиент могли бы проверить продукцию, к тому же покупателю было бы куда жаловаться. Сейчас мы просто говорим, что делаем все из натуральных компонентов или из компонентов, не содержащих вредных веществ. Но, по сути, кроме как на наши слова, положиться не на что».С жалобами на ладан — «не тот запах» и «голова болит» — тоже не все просто. Считается, что «освященный ладан воздействует на людей, которые одержимы злобными духами, поэтому многие чувствуют недомогание», — объясняет афонский монах.»Запахи в ладане специально подбирают, чтобы каким-то образом включать человека в духовную работу. В том числе эти уникальные ароматы объединяют нас — христиан», — уточняет владыка Стефан. «Все связано с молитвой»Но ладан используют не только священники. В интернете обсуждают, как окуривать ладаном дом и даже домашний скот — чтобы «квартира лучше продалась», а корова «давала больше молока». Никакими «очистительными» и волшебными свойствами сам по себе ладан не обладает, подчеркивают в церкви. Это уже суеверия и язычество. То же самое касается свечей: не дым имеет силу, но Бог — поэтому важна молитва.»И с горением свечи, и с окуриванием ладаном связана молитва к Богу и одновременно — участие небесных сил в этом духовном процессе. Еще это способствует определенному настрою. Но в любом случае это не магический ритуал, и от качества ладана тут ничто не зависит. Если мы пытаемся с помощью качественного ладана изгнать бесов — это неправильный подход», — говорит владыка Стефан.»В церковном восприятии, в отличие от магизма, ничего не происходит механически. У нас все связано с молитвой над ладаном, святой водой, свечами, маслом. Все, что употребляется для молитвы, освящается в церкви, и надо всем читается особая молитва», — объясняет настоятель одного из московских храмов. Многие покупают церковную утварь в храме, потому что она освящена, и либо несут ее домой, либо отдают в алтарь — как приношение, жертву за себя и ближних.»Коммунальные услуги, содержание храма, прихрамовой территории, зарплата священников — все это достаточно затратно. То, что церковь получает от продажи свечей и других церковных предметов, — лишь малая толика, но существенная для жизни храма», — добавляет он.Освящен, значит вооружен?»При освящении жилья мы свидетельствуем о том, что это место посвящается Богу, и это должно храниться людьми. Поэтому нет смысла кропить святой водой, а потом там ругаться. Мы наполняем своим внутренним содержанием окружающий нас мир: сами меняем эту атмосферу», — предупреждает настоятель одного из московских храмов.Ладан используют в качестве благовония и дома — чтобы «воспроизвести атмосферу храма» и лучше настроиться на молитву. «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою» — часто поют в церкви. Дым ладана символизирует молитву, которая возносится к Богу.Есть кадильницы домашние — ими окуривают «в частном порядке», при освящении домов, во время заупокойной службы на кладбищах. Впрочем, есть разница между окуриванием ладаном и освящением святой водой, продолжает владыка Стефан. «Говорят, «ладан беса отгоняет». Люди одержимые не переносят запах ладана — есть такой момент, но в любом случае духовная сила святой воды, на мой взгляд, серьезнее, чем воскурение ладана, потому что она образуется на водосвятном молебне», — уверен архиерей.Вообще, любой предмет можно окропить святой водой или перекрестить. «Мы освящаем жилище, транспорт, даже постель свою стараемся перекрестить, чтобы никто из бесовских сил не мешал отдыхать в ночное время», — говорит владыка Стефан.Однако освящать все вокруг себя — другая крайность. «Не всегда это целесообразно, так как порой превращается в кликушество, когда человек всего боится. Православный христианин не должен ничего бояться, в том числе бесовских сил, которые не способны сделать человеку ничего плохого, если он верует в Бога и надеется на его помощь», — заключает он.

Читайте также:  Аллергия на кошек у детей

https://ria.ru/20190105/1548903758.html

https://ria.ru/20170729/1499369633.html

https://ria.ru/20180103/1512092171.html

https://ria.ru/20190209/1550618406.html

https://ria.ru/20190118/1549518899.html

россия

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2019

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs//copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn23.img.ria.ru/images/155343/08/1553430819_0:0:2732:2048_1920x0_80_0_0_33e0a7b26914f8828014908e274905a8.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

россия, русская православная церковь

МОСКВА 14 мая — РИА Новости, Артем Буденный. На Пасху в храмах покупают не только свечи и лампадное масло, но и ладан. Это благовоние известно со времен Древнего Египта. Ладан обладает целебными свойствами, а некоторые считают — и магическими. Священники размахивают кадилом — разносится сладковатый аромат. «От него голова болит», — жалуются порой прихожане. Что это — некачественный продукт или «нечистый ладана боится»? Как делают ладан и есть ли тут свои «ГОСТы» — в материале РИА Новости.

«Дьяки курят ладан»

Воскурение (поджигание и тление) ладана — древняя ритуальная традиция, о которой упоминается еще в Библии. Ладан был среди даров, поднесенных волхвами младенцу Христу.

В современных христианских церквах каждение ладаном — часть богослужения.

Ладан делают из древесной смолы и ароматических масел. В древности — из смолы «библейского» ливанского кедра. Сегодня это редкость, сырье обычно берут из босвеллии, распространенной в Аравии и Восточной Африке.

«Со смолой и ладаном — как с вином: все зависит от происхождения сырья, года производства, влажности, погоды в том месте в то время», — рассказывает монах одного из афонских монастырей, где делают ладан и кадильные свечи. Их еще называют «монашенки», или фимиам. Кадильные свечи — это смесь ладана, угля и ароматических масел. «Стоит зажечь кадильную свечу, как дом наполнится тонким благоуханием лучших сортов афонского ладана», — говорится на сайте производителя.

Такой сертификат в России не выдают

«Ни на ладан, ни на кадильные свечи никакого государственного стандарта нет. К сожалению, это приводит к подделкам», — рассказывает Михаил Чернин, гендиректор компании «Фаворский Свет», изготавливающей кадильные свечи в России.

«Покупатели иногда просят предъявить сертификат. Мы обращались в Ростест, нам ответили: эта продукция не подлежит сертификации», — продолжает он.

Это подтверждают и на Афоне. «Такой сертификат в России не выдают. Нам четыре раза присылали отказные письма с объяснением, что ладан — это общеупотребительное название», — уточняет монах.

По словам Михаила Чернина, каждый завод сам выбирает сырье. Зачастую под видом ладана продается смола, например, сосны. «Дым, конечно, не вредный. Но это и не ладан. Настоящий куда дороже», — подчеркивает он.

Читайте также:  Мази от аллергии на коже у взрослых – какие выбрать?

Продукт для народа

«Чем меньше формализма, тем лучше», — считает епископ Клинский Стефан (Сергей Владимирович Привалов), викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, глава Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами. Сегодня много предприятий выпускают церковную утварь, и все, полагает владыка, стараются работать качественно.

В храмах больше всего покупают свечи и ладан. Продукцию поставляют как светские предприятия, так и церковные. «Есть завод в Софрино, в котором благословляется закупать все церковные принадлежности. Там действуют жесткие стандарты. Есть и малые предприятия — они, если на чем-то и экономят, все равно полезны, потому что не каждый может позволить себе восковые свечи и архиерейский ладан высокого качества», — отмечает епископ.

По его словам, важно, «чтобы и малоимущий мог что-то для себя приобрести, поэтому качество бывает разным». Это актуально и для приходов: «есть то, что в церковной среде называется «канифоль», то есть достаточно дешевый ладан, а есть продукция афонских умельцев».

Голос афонского ладана

На Афоне не уверены в необходимости сертификации ладана. «Это как с колоколами: у каждого свой голос. Как можно сертифицировать голос человека?» — размышляет монах.

«Нигде, в том числе в Священном писании, не сказано, в каких долях соединять компоненты ладана. Сырье у всех одинаковое, но пропорции свои — подбирают опытным путем. Поэтому ладан из разных скитов Афона пахнет по-разному», — добавляет он.

Московские производители считают иначе. «Был бы ГОСТ, было бы чему соответствовать, — рассуждает Михаил Чернин. — Любая контрольная организация или клиент могли бы проверить продукцию, к тому же покупателю было бы куда жаловаться. Сейчас мы просто говорим, что делаем все из натуральных компонентов или из компонентов, не содержащих вредных веществ. Но, по сути, кроме как на наши слова, положиться не на что».

С жалобами на ладан — «не тот запах» и «голова болит» — тоже не все просто. Считается, что «освященный ладан воздействует на людей, которые одержимы злобными духами, поэтому многие чувствуют недомогание», — объясняет афонский монах.

«Запахи в ладане специально подбирают, чтобы каким-то образом включать человека в духовную работу. В том числе эти уникальные ароматы объединяют нас — христиан», — уточняет владыка Стефан.

«Все связано с молитвой»

Но ладан используют не только священники. В интернете обсуждают, как окуривать ладаном дом и даже домашний скот — чтобы «квартира лучше продалась», а корова «давала больше молока». Никакими «очистительными» и волшебными свойствами сам по себе ладан не обладает, подчеркивают в церкви. Это уже суеверия и язычество. То же самое касается свечей: не дым имеет силу, но Бог — поэтому важна молитва.

«И с горением свечи, и с окуриванием ладаном связана молитва к Богу и одновременно — участие небесных сил в этом духовном процессе. Еще это способствует определенному настрою. Но в любом случае это не магический ритуал, и от качества ладана тут ничто не зависит. Если мы пытаемся с помощью качественного ладана изгнать бесов — это неправильный подход», — говорит владыка Стефан.

«В церковном восприятии, в отличие от магизма, ничего не происходит механически. У нас все связано с молитвой над ладаном, святой водой, свечами, маслом. Все, что употребляется для молитвы, освящается в церкви, и надо всем читается особая молитва», — объясняет настоятель одного из московских храмов.

Многие покупают церковную утварь в храме, потому что она освящена, и либо несут ее домой, либо отдают в алтарь — как приношение, жертву за себя и ближних.

«То, что покупается в храме, действительно представляет собой жертву на храм. Если человек пытается сэкономить и приобретает на стороне, то доход идет тем людям, которые извлекают из этого коммерческую прибыль», — отмечает епископ Стефан.

«Коммунальные услуги, содержание храма, прихрамовой территории, зарплата священников — все это достаточно затратно. То, что церковь получает от продажи свечей и других церковных предметов, — лишь малая толика, но существенная для жизни храма», — добавляет он.

Освящен, значит вооружен?

«При освящении жилья мы свидетельствуем о том, что это место посвящается Богу, и это должно храниться людьми. Поэтому нет смысла кропить святой водой, а потом там ругаться. Мы наполняем своим внутренним содержанием окружающий нас мир: сами меняем эту атмосферу», — предупреждает настоятель одного из московских храмов.

«В богослужении священнослужитель благословляет кадило, есть чины, когда мы освящаем мед, свечи — в определенные дни года. Но мы не с аурой боремся, а стараемся освятить предмет для духовной жизни, — говорит епископ Стефан. — Все, что освящено в храме, — свечи, масло, ладан, вода — верующий человек может применить для духовной поддержки».

Ладан используют в качестве благовония и дома — чтобы «воспроизвести атмосферу храма» и лучше настроиться на молитву. «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою» — часто поют в церкви. Дым ладана символизирует молитву, которая возносится к Богу.

Есть кадильницы домашние — ими окуривают «в частном порядке», при освящении домов, во время заупокойной службы на кладбищах. Впрочем, есть разница между окуриванием ладаном и освящением святой водой, продолжает владыка Стефан. «Говорят, «ладан беса отгоняет». Люди одержимые не переносят запах ладана — есть такой момент, но в любом случае духовная сила святой воды, на мой взгляд, серьезнее, чем воскурение ладана, потому что она образуется на водосвятном молебне», — уверен архиерей.

Вообще, любой предмет можно окропить святой водой или перекрестить. «Мы освящаем жилище, транспорт, даже постель свою стараемся перекрестить, чтобы никто из бесовских сил не мешал отдыхать в ночное время», — говорит владыка Стефан.

Однако освящать все вокруг себя — другая крайность. «Не всегда это целесообразно, так как порой превращается в кликушество, когда человек всего боится. Православный христианин не должен ничего бояться, в том числе бесовских сил, которые не способны сделать человеку ничего плохого, если он верует в Бога и надеется на его помощь», — заключает он.

Источник