«Ребенок с аллергическими заболеваниями в детском саду» методическая разработка (младшая группа) по теме

«Ребенок с аллергическими заболеваниями в детском саду» методическая разработка (младшая группа) по теме

Методическая разработка

« Ребенок аллергик в детском саду»

для детей младшего дошкольного возраста

Автор: Трифонова Наталия Тагировна — воспитатель ГБДОУ № 51 приморского района г. Санкт-Петербург

Введение

Здоровье ребенка — великое благо, которое очень не просто сохранить в современном мире. Маленькие дети часто болеют, и к числу наиболее распространенных в детском возрасте болезней относятся аллергические заболевания. Аллергия — глобальная медико-социальная проблема. Распространенность ее во всем мире растет с каждым годом и примерно каждые 10 лет удваивается, у каждого третьего человека на Земле отмечаются те или иные формы аллергии. Если сохранится такая тенденция, то к 2015 году, по данным ВОЗ, половина жителей Европейского континента будет страдать аллергией в той или иной форме. Угрожающей остается ситуация с заболеваемостью детей. Примерно каждый четвертый-пятый ребенок страдает от аллергических проявлений. В России сегодня от 20 до 30 % детей до года подвержены аллергии. Причем в группу повышенного риска попадают дети, в семьях которых уже были зафиксированы случаи аллергии. Так, если аллергией страдал один из родителей, то риск ее развития у ребенка достигает 37 %, если болели оба, то вероятность наследования аллергии возрастает до 62 %. Так же на развитие аллергических заболеваний оказывают неблагоприятное влияние окружающая среда, особенности питания матери в период беременности, грудного вскармливания и питания в детском возрасте, заболевания желудочно-кишечного тракта, расстройства психо-эмоциональной сферы.

Исходя из вышесказанного, становится понятно, что организация групп для детей с аллергическими заболеваниями в условиях детского сада, является необходимой, ведь профилактику и лечение аллергических заболеваний необходимо осуществлять не только в семье, но и детском саду.

В нашем детском саду функционируют 11 групп , в каждой группе есть дети с заболеванием аллергия и целиакия (всего 150 детей). В специализированные группы дети направляются по показаниям врача — аллерголога и других специалистов.

Такими показаниями являются:

1. Наличие условной непереносимости ряда пищевых продуктов.

2. Аллергический дерматит.

3. Аллергические поражения органов дыхания: аллергический ринит, ларингит, бронхиальная астма.

4. Аллергические поражения кожи, дыхательных путей и частые острые респираторные заболевания.

Замечено, что у детей, страдающих аллергическими заболеваниями, отмечаются различные отклонения в поведении (гиперактивность, повышенная раздражительность, беспокойный сон), пониженная сопротивляемость к инфекционным заболеваниям. В аллергических группах нашего дошкольного учреждения созданы благоприятные условия для комфортного пребывания и оздоровления детей с аллергическими заболеваниями. Сюда входят:

1) Профилактическая работа

  1. Обеспечение благоприятного течения адаптации ребенком в детском саду
  2. Соблюдение режима
  3. Соблюдение санитарно — гигиенических условий
  4. Соблюдение ортопедического режима (мебель, ЛФК)
  5. Вакцинация
  6. Физиотерапия
  7. Фитотерапия
  8. Диета
  9. Фитоаэроионизация
  10. Витаминизация
  11. Массаж
  12. Обеспечение экологической безопасности

2) Физкультурно — оздоровительная работа

1.Лечебная физкультура

2. Физкультура

3. Двигательный режим

4. Различные виды гимнастики

5.Закаливания

6.Соблюдение психологического климата

7. Музыкальные занятия и ритмопластика

8.Оздоровление через спортивные праздники, дни здоровья, досуги и спортивные развлечения.

Создание комфортного психологического микроклимата является одним из главных направлений работы с детьми-аллергиками. В ДОУ оборудован кабинет педагога-психолога, который проводит специальные занятия по коррекции поведения детей, помогает им понимать собственные эмоции, эмоциональные состояния других, способствует овладению средствами эмоциональной выразительности. Занятия помогают детям изжить невротические проявления, неуверенность, различного рода страхи и способствуют выработке положительных черт характера.

  1. Организационная работа
  1. Организация развивающей, физкультурно- оздоровительной среды в ДОУ;
  2. Определение показателей физического развития детей и составление индивидуальных планов оздоровления и графиков оздоровительной работы по ДОУ;
  3. Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
  4. Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;

4) Работа с родителями, пропаганда ЗОЖ для детей, родителей.

Здоровье ребенка — аллергика во многом зависит и от обстановки, которая окружает его дома. Дружеские, доброжелательные отношения в семье определяют эмоциональное состояние ребенка, его психическое здоровье. Положительный результат оздоровительной работы возможен только при поддержке семей воспитанников.

Сотрудники оздоровительных групп для детей с аллергическими заболеваниями проводят разъяснительную работу с родителями по вопросам правильного питания, ухода, воспитания ребенка и формируют у них ответственность за восстановление здоровья ребенка.

Взаимодействие с семьями дошкольников включает в себя:

• Беседы,

• Консультации,

• Анкетирование,

• Информационные листы,

• Папки — передвижки,

• Памятки для родителей,

• Стенгазеты,

• Родительские собрания,

• «Круглые столы»,

• Дни открытых дверей, где родители могут принять участие в конкретном мероприятии, заинтересовавшим их; продегустировать блюда, которые готовят в нашем ДОУ для детей — аллергиков; узнать рецепт понравившегося блюда у шеф-повара.

Читайте также:  Аллергия на холод: как проявляется и чем лечить? Интервью с аллергологом

Все эти мероприятия помогают нам найти общий язык с родителями, получить от них помощь и поддержку — ведь у нас одна общая цель: здоровье ребенка!

Практические рекомендации по оздоровительной работе для детей 3-4 лет.

Для детей, имеющих аллергические заболевания необходим адекватный уровень физических нагрузок, обусловленный с одной стороны анатомо-физиологическими особенностями детей 3-4 лет; с другой стороны особенностью реагирования организма на физические нагрузки, связанное с заболеванием.

1. Во время проведения игровой деятельности рекомендуется:

• Умеренная физическая нагрузка сниженной интенсивности, с преимущественным направлением на укрепление мышц верхних конечностей;

• Нагрузки средней и большой интенсивности могут использоваться в виде кратковременных, непродолжительных усилий и составлять не больше 15% от общего объема упражнений;

• Особое внимание следует уделять упражнениям дыхательной гимнастики, в частности направленных на увеличение силы дыхательных мышц, повышение максимально легочной вентиляции и подвижности грудной клетки.

2. Содержание подвижных игр для детей 2-3 лет, имеющих аллергические заболевания должно быть направленно на обучение умений и формирований навыка правильного дыхания, в сочетании с развитием физических качеств.

3. Дыхательные упражнения выполняются с акцентом на диафрагмальное дыхание, дыхательные упражнения без усилий на выдохе, с удлиненным выдохом, с произношением звуков типа «а», «у», «о», «ф», «ш» и звукоподражании.

  1. Специальные динамические дыхательные упражнения с усиленным выдохом из различных исходных положений лежа на спине, стоя, с опорой на кисти и стопы. Простейшие упражнения в виде: сгибания, разгибания, вращении верхних конечностей, разгибании туловища, наклоны вперед, в стороны.

Примеры основных типов подвижных игр для детей — аллергиков.

Паровоз

Воспитатель предлагает нескольким детям стать друг за другом, сам становится впереди них и говорит: «Вы будите вагончиками, а я паровозом». Паровоз дает гудок — и поезд начинает двигаться сначала медленно, а затем быстрее. Дети двигают руками, подражая движению колёс паровоза, и произносит в такт: «Чу-чу-чу». Время от времени паровоз замедляет ход и останавливается, воспитатель говорит при этом: «Вот и остановка». Затем паровоз вновь даёт гудок — и поезд движется дальше.

Бросаем шишки

Детям показывают игрушку или картинку белочки и рассказывают, как этот ловкий зверек лазит по деревьям, грызет орешки. Белочка красивая, ласковая и любит играть.Детям надевают нагрудные кармашки с изображением белки. На расстоянии 1, 5 м от них делают дорожку — кладут параллельно (с промежутком 50 см) две веревки. По сигналу (свисток) малыш должен взять одну шишку и бросить её далеко вперед, т. е. перебросить через дорожку. Затем ребенок должен бросить шишку другой рукой. Собрав после игры шишки в корзину, дети относят ее белочке, которая, сидя за дорожкой, смотрит, как они играют.

Пузырь

Дети становятся тесным кругом и надувают «пузырь»: наклонив голову вниз, дуют в кулачки, составленные «трубочкой» (один на один) .При каждом раздувании все делают шаг назад, выпрямляются, набирают воздух, затем снова наклоняются и произносят «ф-ф-ф», выдуваю воздух в свою трубочку. Так повторяется 3-4 раза.Затем дети берутся за руки и двигаются назад, расширяя круг и говоря:»Раздувайся пузырь, раздувайся большой,Оставайся такой, да не лопайся! «Образуется большой растянутый круг. Ведущий дотрагивается до соединения рук и говорит: «Воздух, выходи! » Все дети сбегаются к центру и произносят звук «тс-с-с», изображая выходящий воздух. Затем игра возобновляется.

Литература:

  1. Ниггеман Б., Ван У. «Ребенок — аллергик». С — П » Питер», 1995

2. Адо В. А. «Предупреждение аллергических заболеваний». Киев «Здоровье», 1986 г.

  1. Ниггеман Б., Ван У. «Ребенок — аллергик». С — П » Питер», 1995

4. Галанов А.С. Развивающие игры для малышей, М., 2006

5. Ильина Н.И. Что такое аллергия? М., 2005.

6. Лазарев М.Л. Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста «Здравствуй!». М., 1997.

Автор: Трифонова Наталия Тагировна — воспитатель ГБДОУ № 51 приморского района

г. Санкт-Петербург, Россия

Источник

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости» материал (младшая, средняя группа) на тему

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости»

Уважаемые родители, пожалуйста, подчеркните выбранный вами вариант ответа.

  1. Часто ли, на Ваш взгляд, болеет Ваш ребенок? (да, нет)
  2. Причина болезни:
  • недостаточное физическое развитие;
  • недостаточный уход за ребенком в детском саду;
  • недостаточное физическое воспитание в семье;
  • наследственность, предрасположенность.
  • слабое физическое развитие ребенка
  • другие варианты__________________________________________
  1. Знаете ли Вы показатели, по которым можно проследить за правильным физическим развитием Вашего ребенка? (да, частично, нет)
  2. Установлен ли для вашего ребенка дома режим дня? Соблюдает ли он его? (да, нет)
  1. Делаете ли вы дома утреннюю гимнастику? (да, нет, иногда)
  2. Занимаетесь ли вы с ребенком спортивными играми? Какими:
  • футбол
  • бадминтон
  • теннис
  • пионербол
  • баскетбол
  • другие варианты_________________________________________
  1. На что в большей степени, на Ваш взгляд, должны обращать внимание семья и детский сад, заботясь о здоровье и физическом развитии ребенка?
  • соблюдение режима;
  • рациональное, калорийное питание;
  • полноценный сон;
  • достаточное пребывание на свежем воздухе;
  • здоровая гигиеническая среда;
  • благоприятная психологическая атмосфера;
  • наличие спортивных уголков и оснащенных детских площадок;
  • физкультурные занятия;
  • закаливающие мероприятия.
  • Другие варианты__________________________________________
  1. Чем занимается Ваш ребенок, в большей степени, дома?
  • занимается сидя за столом;
  • смотрит телевизор;
  • гуляет на улице;
  • играет в компьютер;
  • трудится;
  • чтение книг.
  • музыкально-ритмическая деятельность
  • другие варианты_____________________________________________
Читайте также:  ТОП препаратов от аллергии (антигистаминные)

8. Посещает ли ваш ребенок спортивную секцию? В чем на ваш взгляд польза__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие закаливающие процедуры более приемлемы для Вашего ребенка?
  • облегченная форма одежды для прогулок;
  • облегченная одежда в группе (носки, короткий рукав);
  • обливание ног водой контрастной температурой;
  • хождение босиком;
  • систематическое проветривание помещений;
  • прогулка в любую погоду;
  • полоскание горла водой комнатной температуры и ниже;
  • умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры.
  • другие варианты_____________________________________________
  1. Знаете ли Вы, как укреплять здоровье ребенка? (да, частично, нет)
  2. Какой спортивный инвентарь есть у Вас дома?____________________

________________________________________________________________

12. Какие вопросы физического воспитания и оздоровления детей вас интересуют? Например:

  • спортивные упражнения, игры
  • организация спортивного досуга ребенка в семье
  • закаливание
  • другие варианты_____________________________________________

__________________________________________________________________

13. Нужна ли Вам помощь детского сада? (да частично, нет)

14. Какую помощь вы могли бы оказать в вопросе физического воспитания детей?___________________________________________________________

15. Консультацию по какому вопросу физического воспитания ребенка вы хотели бы получить?________________________________________________

____________________________________________________________________

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Как воспитать здорового ребенка?»

с целью выявления заинтересованности и участия родителей в физическом воспитании детей

  1. Кому, по Вашему мнению, принадлежит ведущая роль в физическом воспитании детей?

а) семье

б) детскому саду

в) семье и детскому саду в равной степени

2. Какое место занимает спорт, активный отдых в жизни Вашей семьи?

а) считаете, что в плане физического воспитания достаточно того, что получает ребенок в детском саду

б) целенаправленно формируете у детей привычку к здоровому образу жизни через занятия физкультурой и спортом

в) находите повседневную двигательную деятельность в течение дня вполне достаточной физической нагрузкой для Вашего ребенка

3. Делаете ли Вы дома с детьми утреннюю гимнастику?

а) иногда

б) никогда

в) систематически

4. Какие доступные Вам средства чаще используете для профилактики нарушения осанки?

а) утренняя гимнастика

б) постоянное наблюдение за позой ребенка во время игр, других занятий

в) систематическое выполнение специального комплекса упражнений

г) движение во всех видах

5. Есть ли у Вас дома какой — либо спортивный инвентарь или физ. оборудование? (перечислите)______________________________________

6. Посещает ли Ваш ребенок какую-либо спортивную секцию, танцевальный кружок? (напишите что посещает)____________________

  1. Какие формы работы сотрудничества детского сада с Вами по физическому воспитанию наиболее эффективны?

а) дни открытых дверей с просмотром всех видов занятий

б) совместные досуги и праздники

в) информирование через листы здоровья в папках передвижках

г) беседы, лектории

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«О здоровье — всерьез»

  1. Что беспокоит вас в состоянии здоровья ребенка?____________________________________________________________
  2. Какие виды закаливания проводите вы с ребенком в семье и считаете более полезными?______________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Сколько времени ребенок проводит на свежем воздухе в будни и в выходные?__________________________________________________________
  2. Какие профилактические мероприятия проводите с ребенком дома в связи с эпидемией гриппа?_________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Какие формы закаливания предлагаете вы проводить в детском саду?_______________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Какие средства народной медицины используете вы во время болезни ребенка?____________________________________________________________

______________________________________________________________

  1. Какие меры предосторожности в отношении вашего ребенка должны предпринимать медперсонал, воспитатели в связи с имевшимися заболеваниями ________________________________________________________________________________________________________________________________________

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители! Заполните, пожалуйста, эту анкету вместе с вашими детьми.

  1. Какие формы совместной спортивной деятельности вам были бы интересны? Почему?
  • занятия
  • развлечения, праздники
  1. Какие упражнения, игры, эстафеты вам больше всего понравились?____________________________________________________________________________________________________________________

3. Занимаетесь ли вы упражнениями, играете ли в игры с ребенком, которые увидели на совместных физкультурных занятиях и праздниках в детском саду? (да, нет, иногда)

4. Что полезного вы видите в совместной спортивной деятельности детей и взрослых?

  • радость общения детей с родителями
  • узнали, какие упражнения, подвижные игры можно использовать для физического развития ребенка
  • увидели и узнали работу детского сада по физическому воспитанию детей
  • возможность родителям заниматься физической культурой вместе с детьми
  • создание атмосферы доверия в общении родителей и сотрудников детского сада
  • другие варианты
Читайте также:  Аллергия на краску для волос

5. Какие предложения и замечания будут у вас по совместной деятельности детей и взрослых____________________________________________________

________________________________________________________________

Источник

Анкета для родителей: «Укрепление здоровья детей и снижения их заболеваемости» материал (младшая группа) на тему

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители!

Цель анкеты: проанализировать работу детского сада и родителей по укреплению здоровья детей и снижению их заболеваемости. Просим Вас искренно ответить на предложенные вопросы (подчеркнуть выбранный Вами ответ).

1.Часто ли болеет ваш ребёнок? (да, нет, редко)

2.Причины болезни:

-недостаточное физическое воспитание ребёнка в детском саду;

-недостаточное физическое воспитание в семье;

-и то и другое;

-наследственность, предрасположенность.

3.Знаете ли вы физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием вашего ребёнка? (да, нет, частично)

4.На что, на ваш взгляд, семья и детский сад должны обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребенка?

Семья

Детский сад

1.

Соблюдение режима

2.

рациональное, калорийное питание

3.

полноценный сон

4.

достаточное пребывание на свежем воздухе

5.

здоровая, гигиеническая среда

6.

благоприятная психологическая атмосфера

7.

наличие спортивный и детских площадок

8.

физкультурные занятия

9.

закаливающие мероприятия

5. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для вашего ребёнка?

1.

Облегченная форма одежды для прогулок

Дома

В детском саду

2.

облегченная одежда в группе

3.

обливание ног водой контрастной температуры

4.

систематическое проветривание

5.

прогулка в любую погоду

6.

полоскание горла водой комнатной температуры и ниже

7.

умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры

6.Знаете ли вы, как укреплять здоровье ребёнка дома? (да, нет, частично)

7.Как вы укрепляете здоровье своего ребёнка? ____________________________________________________________________________________

8.Нужна ли вам помощь детского сада? (да, нет, частично)

9.Знаете ли Вы, какие оздоровительные мероприятия проводятся в нашем детском саду?

__________________________________________________________________________________

10.Какие вопросы по оздоровлению детей на Ваш взгляд необходимо озвучить на родительских собраниях?_____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Благодарим Вас за искренность, за готовность открыть нам внутренний мир своих родительских переживаний. Пожалуйста, не сомневайтесь в корректности нашего обращения с тем, чем Вы поделились с нами. Спасибо!

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости»

Всего родителей 15 Приняло участие 15 родителей (100%)

1.Часто ли болеет ваш ребёнок?

Да 3 нет 10 редко 2

2.Причины болезни:

-недостаточное физическое воспитание ребёнка в детском саду 1;

-недостаточное физическое воспитание в семье 5;

-и то и другое 1;

-наследственность, предрасположенность 8.

3.Знаете ли вы физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием вашего ребёнка?

Да 15 нет 3 частично 2

4.На что, на ваш взгляд, семья и детский сад должны обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребенка?

Семья

Детский сад

1.

Соблюдение режима

7

8

2.

рациональное, калорийное питание

15

15

3.

полноценный сон

15

15

4.

достаточное пребывание на свежем воздухе

11

13

5.

здоровая, гигиеническая среда

14

15

6.

благоприятная психологическая атмосфера

15

15

7.

наличие спортивной и детских площадок

1

15

8.

физкультурные занятия

15

9.

закаливающие мероприятия

13

15

5. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для вашего ребёнка?

Дома

В детском саду

1.

Облегченная форма одежды для прогулок

9

8

2.

облегченная одежда в группе

7

12

3.

обливание ног водой контрастной температуры

3

4

4.

систематическое проветривание

6

12

5.

прогулка в любую погоду

5

12

6.

полоскание горла водой комнатной температуры и ниже

9

6

7.

умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры

9

13

6.Знаете ли вы, как укреплять здоровье ребёнка дома? (да 12 ,нет 2, частично 3 )

7.Как вы укрепляете здоровье своего ребёнка? Прогулки, соблюдение режима, здоровья и полезная пища, морсы из ягод, витамины, фрукты, баня, вешать чеснок на шею, закаливание, зарядка, полноценный сон, контрастный душ.

8.Нужна ли вам помощь детского сада? (да 2 , нет 12 , частично 3 )

9.Знаете ли Вы, какие оздоровительные мероприятия проводятся в нашем детском саду? Больше движений, закаливание, работа с родителями по оздоровлению детей, экскурсии в теплое время года, ЛФК, массаж, хождение по дорожкам здоровья, бассейн, хождение на лыжах по лесу, побольше бывать в лесу, выезд на природу, побольше соревнований с детьми, развитие двигательной активности.

10.Какие вопросы по оздоровлению детей на Ваш взгляд необходимо озвучить на родительских собраниях? Как повысить иммунитет ребёнка, как оздоравливать ребёнка, советы по укреплению здоровья, какие витамины давать после болезни, профилактика заболеваний без лекарств.

Источник