«Ребенок с аллергическими заболеваниями в детском саду» методическая разработка (младшая группа) по теме
«Ребенок с аллергическими заболеваниями в детском саду» методическая разработка (младшая группа) по теме
Методическая разработка
« Ребенок аллергик в детском саду»
для детей младшего дошкольного возраста
Автор: Трифонова Наталия Тагировна — воспитатель ГБДОУ № 51 приморского района г. Санкт-Петербург
Введение
Здоровье ребенка — великое благо, которое очень не просто сохранить в современном мире. Маленькие дети часто болеют, и к числу наиболее распространенных в детском возрасте болезней относятся аллергические заболевания. Аллергия — глобальная медико-социальная проблема. Распространенность ее во всем мире растет с каждым годом и примерно каждые 10 лет удваивается, у каждого третьего человека на Земле отмечаются те или иные формы аллергии. Если сохранится такая тенденция, то к 2015 году, по данным ВОЗ, половина жителей Европейского континента будет страдать аллергией в той или иной форме. Угрожающей остается ситуация с заболеваемостью детей. Примерно каждый четвертый-пятый ребенок страдает от аллергических проявлений. В России сегодня от 20 до 30 % детей до года подвержены аллергии. Причем в группу повышенного риска попадают дети, в семьях которых уже были зафиксированы случаи аллергии. Так, если аллергией страдал один из родителей, то риск ее развития у ребенка достигает 37 %, если болели оба, то вероятность наследования аллергии возрастает до 62 %. Так же на развитие аллергических заболеваний оказывают неблагоприятное влияние окружающая среда, особенности питания матери в период беременности, грудного вскармливания и питания в детском возрасте, заболевания желудочно-кишечного тракта, расстройства психо-эмоциональной сферы.
Исходя из вышесказанного, становится понятно, что организация групп для детей с аллергическими заболеваниями в условиях детского сада, является необходимой, ведь профилактику и лечение аллергических заболеваний необходимо осуществлять не только в семье, но и детском саду.
В нашем детском саду функционируют 11 групп , в каждой группе есть дети с заболеванием аллергия и целиакия (всего 150 детей). В специализированные группы дети направляются по показаниям врача — аллерголога и других специалистов.
Такими показаниями являются:
1. Наличие условной непереносимости ряда пищевых продуктов.
2. Аллергический дерматит.
3. Аллергические поражения органов дыхания: аллергический ринит, ларингит, бронхиальная астма.
4. Аллергические поражения кожи, дыхательных путей и частые острые респираторные заболевания.
Замечено, что у детей, страдающих аллергическими заболеваниями, отмечаются различные отклонения в поведении (гиперактивность, повышенная раздражительность, беспокойный сон), пониженная сопротивляемость к инфекционным заболеваниям. В аллергических группах нашего дошкольного учреждения созданы благоприятные условия для комфортного пребывания и оздоровления детей с аллергическими заболеваниями. Сюда входят:
1) Профилактическая работа
- Обеспечение благоприятного течения адаптации ребенком в детском саду
- Соблюдение режима
- Соблюдение санитарно — гигиенических условий
- Соблюдение ортопедического режима (мебель, ЛФК)
- Вакцинация
- Физиотерапия
- Фитотерапия
- Диета
- Фитоаэроионизация
- Витаминизация
- Массаж
- Обеспечение экологической безопасности
2) Физкультурно — оздоровительная работа
1.Лечебная физкультура
2. Физкультура
3. Двигательный режим
4. Различные виды гимнастики
5.Закаливания
6.Соблюдение психологического климата
7. Музыкальные занятия и ритмопластика
8.Оздоровление через спортивные праздники, дни здоровья, досуги и спортивные развлечения.
Создание комфортного психологического микроклимата является одним из главных направлений работы с детьми-аллергиками. В ДОУ оборудован кабинет педагога-психолога, который проводит специальные занятия по коррекции поведения детей, помогает им понимать собственные эмоции, эмоциональные состояния других, способствует овладению средствами эмоциональной выразительности. Занятия помогают детям изжить невротические проявления, неуверенность, различного рода страхи и способствуют выработке положительных черт характера.
- Организационная работа
- Организация развивающей, физкультурно- оздоровительной среды в ДОУ;
- Определение показателей физического развития детей и составление индивидуальных планов оздоровления и графиков оздоровительной работы по ДОУ;
- Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
- Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;
4) Работа с родителями, пропаганда ЗОЖ для детей, родителей.
Здоровье ребенка — аллергика во многом зависит и от обстановки, которая окружает его дома. Дружеские, доброжелательные отношения в семье определяют эмоциональное состояние ребенка, его психическое здоровье. Положительный результат оздоровительной работы возможен только при поддержке семей воспитанников.
Сотрудники оздоровительных групп для детей с аллергическими заболеваниями проводят разъяснительную работу с родителями по вопросам правильного питания, ухода, воспитания ребенка и формируют у них ответственность за восстановление здоровья ребенка.
Взаимодействие с семьями дошкольников включает в себя:
• Беседы,
• Консультации,
• Анкетирование,
• Информационные листы,
• Папки — передвижки,
• Памятки для родителей,
• Стенгазеты,
• Родительские собрания,
• «Круглые столы»,
• Дни открытых дверей, где родители могут принять участие в конкретном мероприятии, заинтересовавшим их; продегустировать блюда, которые готовят в нашем ДОУ для детей — аллергиков; узнать рецепт понравившегося блюда у шеф-повара.
Все эти мероприятия помогают нам найти общий язык с родителями, получить от них помощь и поддержку — ведь у нас одна общая цель: здоровье ребенка!
Практические рекомендации по оздоровительной работе для детей 3-4 лет.
Для детей, имеющих аллергические заболевания необходим адекватный уровень физических нагрузок, обусловленный с одной стороны анатомо-физиологическими особенностями детей 3-4 лет; с другой стороны особенностью реагирования организма на физические нагрузки, связанное с заболеванием.
1. Во время проведения игровой деятельности рекомендуется:
• Умеренная физическая нагрузка сниженной интенсивности, с преимущественным направлением на укрепление мышц верхних конечностей;
• Нагрузки средней и большой интенсивности могут использоваться в виде кратковременных, непродолжительных усилий и составлять не больше 15% от общего объема упражнений;
• Особое внимание следует уделять упражнениям дыхательной гимнастики, в частности направленных на увеличение силы дыхательных мышц, повышение максимально легочной вентиляции и подвижности грудной клетки.
2. Содержание подвижных игр для детей 2-3 лет, имеющих аллергические заболевания должно быть направленно на обучение умений и формирований навыка правильного дыхания, в сочетании с развитием физических качеств.
3. Дыхательные упражнения выполняются с акцентом на диафрагмальное дыхание, дыхательные упражнения без усилий на выдохе, с удлиненным выдохом, с произношением звуков типа «а», «у», «о», «ф», «ш» и звукоподражании.
- Специальные динамические дыхательные упражнения с усиленным выдохом из различных исходных положений лежа на спине, стоя, с опорой на кисти и стопы. Простейшие упражнения в виде: сгибания, разгибания, вращении верхних конечностей, разгибании туловища, наклоны вперед, в стороны.
Примеры основных типов подвижных игр для детей — аллергиков.
Паровоз
Воспитатель предлагает нескольким детям стать друг за другом, сам становится впереди них и говорит: «Вы будите вагончиками, а я паровозом». Паровоз дает гудок — и поезд начинает двигаться сначала медленно, а затем быстрее. Дети двигают руками, подражая движению колёс паровоза, и произносит в такт: «Чу-чу-чу». Время от времени паровоз замедляет ход и останавливается, воспитатель говорит при этом: «Вот и остановка». Затем паровоз вновь даёт гудок — и поезд движется дальше.
Бросаем шишки
Детям показывают игрушку или картинку белочки и рассказывают, как этот ловкий зверек лазит по деревьям, грызет орешки. Белочка красивая, ласковая и любит играть.Детям надевают нагрудные кармашки с изображением белки. На расстоянии 1, 5 м от них делают дорожку — кладут параллельно (с промежутком 50 см) две веревки. По сигналу (свисток) малыш должен взять одну шишку и бросить её далеко вперед, т. е. перебросить через дорожку. Затем ребенок должен бросить шишку другой рукой. Собрав после игры шишки в корзину, дети относят ее белочке, которая, сидя за дорожкой, смотрит, как они играют.
Пузырь
Дети становятся тесным кругом и надувают «пузырь»: наклонив голову вниз, дуют в кулачки, составленные «трубочкой» (один на один) .При каждом раздувании все делают шаг назад, выпрямляются, набирают воздух, затем снова наклоняются и произносят «ф-ф-ф», выдуваю воздух в свою трубочку. Так повторяется 3-4 раза.Затем дети берутся за руки и двигаются назад, расширяя круг и говоря:»Раздувайся пузырь, раздувайся большой,Оставайся такой, да не лопайся! «Образуется большой растянутый круг. Ведущий дотрагивается до соединения рук и говорит: «Воздух, выходи! » Все дети сбегаются к центру и произносят звук «тс-с-с», изображая выходящий воздух. Затем игра возобновляется.
Литература:
- Ниггеман Б., Ван У. «Ребенок — аллергик». С — П » Питер», 1995
2. Адо В. А. «Предупреждение аллергических заболеваний». Киев «Здоровье», 1986 г.
- Ниггеман Б., Ван У. «Ребенок — аллергик». С — П » Питер», 1995
4. Галанов А.С. Развивающие игры для малышей, М., 2006
5. Ильина Н.И. Что такое аллергия? М., 2005.
6. Лазарев М.Л. Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста «Здравствуй!». М., 1997.
Автор: Трифонова Наталия Тагировна — воспитатель ГБДОУ № 51 приморского района
г. Санкт-Петербург, Россия
Источник
Педразвитие
Автор: Шарипова Альфия Раилевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад «Родничок»
Населённый пункт: д.Улукулево Кармаскалинский район Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: «Ребёнок с аллергией в детском саду»
Дата публикации: 15.12.2018
Раздел: дошкольное образование
Ребенок с аллергией в детском саду.
Подготовила воспитатель 1 категории Шарипова Альфия Раилевна
Аллергия — глобальная медико-социальная проблема. Распространенность ее
во всем мире растет с каждым годом и примерно каждые 10 лет удваивается,
у каждого третьего человека на Земле отмечаются те или иные формы
аллергии. Если сохранится такая тенденция, К 2021 году, по прогнозу врачей,
почти 100% детей в мегаполисах будут аллергиками. Аллергия до сих пор
остается загадкой для ученых и медиков. По выводам специалистов
Института иммунологии ФМБА России двухлетней давности, половина
россиян с 2015 года страдают той или иной формой аллергии. Хотя около
десяти лет назад аллергия была знакома только четверти населения страны.
Угрожающей остается ситуация с заболеваемостью детей. Примерно каждый
четвертый-пятый ребенок страдает от аллергических проявлений. В России
сегодня от 20 до 30 % детей до года подвержены аллергии. Причем в группу
повышенного риска попадают дети, в семьях которых уже были
зафиксированы случаи аллергии. Так, если аллергией страдал один из
родителей, то риск ее развития у ребенка достигает 37 %, если болели оба, то
вероятность наследования аллергии возрастает до 62 %. Так же на развитие
аллергических заболеваний оказывают неблагоприятное влияние :
окружающая среда,
особенности питания матери в период беременности,
грудного вскармливания и питания в детском возрасте,
заболевания желудочно-кишечного тракта,
расстройства психо-эмоциональной сферы.
В основном, аллергия типична для детей крупных городов, с
неблагоприятным влиянием на иммунную систему экологии, вредных
выбросов и прочих патогенов, но сейчас,в связи с наличием производства и в
деревнях есть дети с различным видом аллергии. Наиболее частый вариант
аллергии — это
пищевые реакции на некоторые продукты,
поллинозы,
реакции на косметику и бытовую химию, контактные формы.
Аллергия немедленно обостряется при контакте с аллергенами, поэтому для
детей с этим заболеванием требуется особый гипоаллергенный быт, а также
— специализированное питание с исключением целого спектра продуктов.
Примерно к трем годам, а некоторые и раньше, малыши поступают в детский
сад. Однако, питание и уход в детском саду рассчитаны на относительно
здоровых среднестатистических детей без особых отклонении в здоровье.
Если у ребенка аллергия на пищу, бытовую химию, пыль или иные вещества,
как быть тогда? От идеи посещения детского садика придется отказаться?
Существуют ли сады для детей с аллергией или особые группы для
аллергиков?
Специальные детские сады именно для аллергиков имеются, но к сожалению
их мало.
В специализированные группы дети направляются по показаниям врача —
аллерголога и других специалистов.
Такими показаниями являются:
1. Наличие условной непереносимости ряда пищевых продуктов.
2. Аллергический дерматит.
3. Аллергические поражения органов дыхания: аллергический ринит,
ларингит, бронхиальная астма.
4. Аллергические поражения кожи, дыхательных путей и частые острые
респираторные заболевания.
Замечено, что у детей, страдающих аллергическими заболеваниями,
отмечаются различные отклонения в поведении (гиперактивность,
повышенная раздражительность, беспокойный сон), пониженная
сопротивляемость к инфекционным заболеваниям. В аллергических группах
дошкольного учреждения созданы благоприятные условия для комфортного
пребывания и оздоровления детей с аллергическими заболеваниями. Сюда
входят:
Гипоаллергенное питание:
— Исключены крепкие наваристые мясные бульоны, консервы, молоко
,цитрусовые, яйца, рыба, кофе, какао, томаты, жирные и печеные блюда,
сахар.
— Дополнительно в детский рацион включается творог, кисломолочные
продукты, увеличиваются нормы потребления овощей, говядины.
— Приготовление блюд производится только путем варки или запекания.
— Индивидуальные противопоказания вносятся в медицинскую карту ребенка
и в аллерголист, дубликат которого находится в группах. На основании этих
данных производится индивидуальное питание детей.
Щадящий режим:
— уменьшение физической нагрузки для детей с заболеванием бронхиальной
астмой;
— ограничение времени прогулки во время появления пыльцы растений(после
прогулки все дети сразу умываются прохладной водой);
— подъем детей после дневного сна по мере пробуждения.
Гипоаллергенные условия быта:
— Неоднократно проводимая в течение дня влажная уборка, соблюдение
режима проветривания.
— Удаление из помещения группы возможных источников аллергенов:
цветущих растений, животных, аквариумов, мягких игрушек, шерстяных
ковров.
— Гипоаллергенное постельное белье : отсутствие изделий из пуха и пера:
одеял, подушек, матрасов; использование чехлов на матрац).
— Исключается контакт детей с веществами, имеющими сильный запах
(средства бытовой химии; парфюмерия).
При проведении физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном
учреждении уровень физической нагрузки определяется индивидуально:
учитывается группа здоровья ребенка. Индивидуальная нагрузка
корректируется после перенесенного заболевания. Ежедневно проводятся
утренняя гимнастика и бодрящая гимнастика после сна. В ходе занятий и
после них проводятся физкультурные минутки и динамические паузы
Можно ли поступить в обычный сад, но с ограничениями в питании?
Если в плане создания подобного быта нормы СанПин для детских садов
относительно едины, и условия в них соответствуют условиям для
пребывания большинства детей с аллергией, то в плане питания все сложнее.
Наиболее часто в раннем возрасте аллергия возникает на такие продукты
питания как молоко, крупы, сладости, некоторые овощи и фрукты, куриное
мясо и прочие компоненты. Большинство из этих продуктов составляют
основу рациона питания стандартного детского сада.
По сегодняшнему законодательству, даже обычная группа рядового садика
обязана быть обеспечена питанием для ребенка с аллергией. Это
регламентируют закон «Об образовании» . Кроме того, и требования СанПин
также говорят о том, что питание детей должно полностью удовлетворить
требования любого из воспитанников по пищевым компонентам, учитывая
состояние здоровья. По сути, на ДОУ возложено приготовление питания под
аллергиков, если таковые в саду имеются, хотя бы в одной группе.
Если у ребенка аллергия, которая требует соблюдения особого питания,
важно правильно оформиться в детский сад.
Как это происходит в нашем садике?
1.Родители проходят медицинскую комиссию, по результатам которой
дается заключение о наличии пищевой аллергии и справки, которая
предоставляется в детский сад. В ней указывается полный список продуктов,
которые подлежат исключению из питания ребенка.
2. Потом родители приходят к заведующей садиком и ставят её в известность
о наличии у ребенка аллергии.
3.Затем ставим в известность воспитателя и помощника воспитателя. И когда
этот ребенок-аллергик приходит в группу, сообщают повару и она заменяет
продукты . К сожалению, у нас нет медицинской сестры, поэтому приходится
обходиться своими силами.
Но бывают,что ограничения в питании не столь велики, и родители просто
напрямую просят воспитателей и няню не давать детям те или иные
продукты. Обычно это молоко, цитрусы, сахар или компоты. Воспитатели
всегда идут на контакт, и нередко проблема с питанием аллергиков решается
просто и мирно.
Наш детский сад посещали дети с пищевой аллергией: на молочные
продукты, на цитрусовые. Тогда мы заменяли блюда на другие продукты,
например, чай давали без молока, если в меню молочный суп — то заменяли
кашей, цитрусовые фрукты заменяли яблоком или грушей. Мы всегда идём
навстречу родителям и стараемся не навредить здоровью детей. На данный
момент у нас есть ребенок с диагнозом целиакия- это непереносимость
белка клейковины злаковых — глютена и образующегося из него глиадина и
близкими к нему белками злаков. Поэтому она находится на кратковременном
пребывании в детском саду.
Стоит особо отметить, что если есть предрасположенность к аллергии, то это
вовсе не значит, что на малыша надо наклеивать ярлык «аллергик». Аллергия
может и не проявится. Но если же она дала о себе знать, то не спешите
паниковать: в 70% случаев к половому созреванию все пройдет, и малыш (к
этому времени уже почти самостоятельный юноша или девушка) забудет о
том, что когда-то чихал от любимого кота или плакал при виде полевых
цветов. Во многих случаях организм умеет сам бороться с аллергенами,
вырабатывать нечувствительность к ним. Слишком «активное», а тем более
безграмотное вмешательство может навредить. Иногда только изменением
окружения ребенка при незначительных лечебных мероприятиях можно
добиться положительного результата (до 90% случаев).
Источник