«Ребенок с аллергическими заболеваниями в детском саду» методическая разработка (младшая группа) по теме
«Ребенок с аллергическими заболеваниями в детском саду» методическая разработка (младшая группа) по теме
Методическая разработка
« Ребенок аллергик в детском саду»
для детей младшего дошкольного возраста
Автор: Трифонова Наталия Тагировна — воспитатель ГБДОУ № 51 приморского района г. Санкт-Петербург
Введение
Здоровье ребенка — великое благо, которое очень не просто сохранить в современном мире. Маленькие дети часто болеют, и к числу наиболее распространенных в детском возрасте болезней относятся аллергические заболевания. Аллергия — глобальная медико-социальная проблема. Распространенность ее во всем мире растет с каждым годом и примерно каждые 10 лет удваивается, у каждого третьего человека на Земле отмечаются те или иные формы аллергии. Если сохранится такая тенденция, то к 2015 году, по данным ВОЗ, половина жителей Европейского континента будет страдать аллергией в той или иной форме. Угрожающей остается ситуация с заболеваемостью детей. Примерно каждый четвертый-пятый ребенок страдает от аллергических проявлений. В России сегодня от 20 до 30 % детей до года подвержены аллергии. Причем в группу повышенного риска попадают дети, в семьях которых уже были зафиксированы случаи аллергии. Так, если аллергией страдал один из родителей, то риск ее развития у ребенка достигает 37 %, если болели оба, то вероятность наследования аллергии возрастает до 62 %. Так же на развитие аллергических заболеваний оказывают неблагоприятное влияние окружающая среда, особенности питания матери в период беременности, грудного вскармливания и питания в детском возрасте, заболевания желудочно-кишечного тракта, расстройства психо-эмоциональной сферы.
Исходя из вышесказанного, становится понятно, что организация групп для детей с аллергическими заболеваниями в условиях детского сада, является необходимой, ведь профилактику и лечение аллергических заболеваний необходимо осуществлять не только в семье, но и детском саду.
В нашем детском саду функционируют 11 групп , в каждой группе есть дети с заболеванием аллергия и целиакия (всего 150 детей). В специализированные группы дети направляются по показаниям врача — аллерголога и других специалистов.
Такими показаниями являются:
1. Наличие условной непереносимости ряда пищевых продуктов.
2. Аллергический дерматит.
3. Аллергические поражения органов дыхания: аллергический ринит, ларингит, бронхиальная астма.
4. Аллергические поражения кожи, дыхательных путей и частые острые респираторные заболевания.
Замечено, что у детей, страдающих аллергическими заболеваниями, отмечаются различные отклонения в поведении (гиперактивность, повышенная раздражительность, беспокойный сон), пониженная сопротивляемость к инфекционным заболеваниям. В аллергических группах нашего дошкольного учреждения созданы благоприятные условия для комфортного пребывания и оздоровления детей с аллергическими заболеваниями. Сюда входят:
1) Профилактическая работа
- Обеспечение благоприятного течения адаптации ребенком в детском саду
- Соблюдение режима
- Соблюдение санитарно — гигиенических условий
- Соблюдение ортопедического режима (мебель, ЛФК)
- Вакцинация
- Физиотерапия
- Фитотерапия
- Диета
- Фитоаэроионизация
- Витаминизация
- Массаж
- Обеспечение экологической безопасности
2) Физкультурно — оздоровительная работа
1.Лечебная физкультура
2. Физкультура
3. Двигательный режим
4. Различные виды гимнастики
5.Закаливания
6.Соблюдение психологического климата
7. Музыкальные занятия и ритмопластика
8.Оздоровление через спортивные праздники, дни здоровья, досуги и спортивные развлечения.
Создание комфортного психологического микроклимата является одним из главных направлений работы с детьми-аллергиками. В ДОУ оборудован кабинет педагога-психолога, который проводит специальные занятия по коррекции поведения детей, помогает им понимать собственные эмоции, эмоциональные состояния других, способствует овладению средствами эмоциональной выразительности. Занятия помогают детям изжить невротические проявления, неуверенность, различного рода страхи и способствуют выработке положительных черт характера.
- Организационная работа
- Организация развивающей, физкультурно- оздоровительной среды в ДОУ;
- Определение показателей физического развития детей и составление индивидуальных планов оздоровления и графиков оздоровительной работы по ДОУ;
- Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
- Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;
4) Работа с родителями, пропаганда ЗОЖ для детей, родителей.
Здоровье ребенка — аллергика во многом зависит и от обстановки, которая окружает его дома. Дружеские, доброжелательные отношения в семье определяют эмоциональное состояние ребенка, его психическое здоровье. Положительный результат оздоровительной работы возможен только при поддержке семей воспитанников.
Сотрудники оздоровительных групп для детей с аллергическими заболеваниями проводят разъяснительную работу с родителями по вопросам правильного питания, ухода, воспитания ребенка и формируют у них ответственность за восстановление здоровья ребенка.
Взаимодействие с семьями дошкольников включает в себя:
• Беседы,
• Консультации,
• Анкетирование,
• Информационные листы,
• Папки — передвижки,
• Памятки для родителей,
• Стенгазеты,
• Родительские собрания,
• «Круглые столы»,
• Дни открытых дверей, где родители могут принять участие в конкретном мероприятии, заинтересовавшим их; продегустировать блюда, которые готовят в нашем ДОУ для детей — аллергиков; узнать рецепт понравившегося блюда у шеф-повара.
Все эти мероприятия помогают нам найти общий язык с родителями, получить от них помощь и поддержку — ведь у нас одна общая цель: здоровье ребенка!
Практические рекомендации по оздоровительной работе для детей 3-4 лет.
Для детей, имеющих аллергические заболевания необходим адекватный уровень физических нагрузок, обусловленный с одной стороны анатомо-физиологическими особенностями детей 3-4 лет; с другой стороны особенностью реагирования организма на физические нагрузки, связанное с заболеванием.
1. Во время проведения игровой деятельности рекомендуется:
• Умеренная физическая нагрузка сниженной интенсивности, с преимущественным направлением на укрепление мышц верхних конечностей;
• Нагрузки средней и большой интенсивности могут использоваться в виде кратковременных, непродолжительных усилий и составлять не больше 15% от общего объема упражнений;
• Особое внимание следует уделять упражнениям дыхательной гимнастики, в частности направленных на увеличение силы дыхательных мышц, повышение максимально легочной вентиляции и подвижности грудной клетки.
2. Содержание подвижных игр для детей 2-3 лет, имеющих аллергические заболевания должно быть направленно на обучение умений и формирований навыка правильного дыхания, в сочетании с развитием физических качеств.
3. Дыхательные упражнения выполняются с акцентом на диафрагмальное дыхание, дыхательные упражнения без усилий на выдохе, с удлиненным выдохом, с произношением звуков типа «а», «у», «о», «ф», «ш» и звукоподражании.
- Специальные динамические дыхательные упражнения с усиленным выдохом из различных исходных положений лежа на спине, стоя, с опорой на кисти и стопы. Простейшие упражнения в виде: сгибания, разгибания, вращении верхних конечностей, разгибании туловища, наклоны вперед, в стороны.
Примеры основных типов подвижных игр для детей — аллергиков.
Паровоз
Воспитатель предлагает нескольким детям стать друг за другом, сам становится впереди них и говорит: «Вы будите вагончиками, а я паровозом». Паровоз дает гудок — и поезд начинает двигаться сначала медленно, а затем быстрее. Дети двигают руками, подражая движению колёс паровоза, и произносит в такт: «Чу-чу-чу». Время от времени паровоз замедляет ход и останавливается, воспитатель говорит при этом: «Вот и остановка». Затем паровоз вновь даёт гудок — и поезд движется дальше.
Бросаем шишки
Детям показывают игрушку или картинку белочки и рассказывают, как этот ловкий зверек лазит по деревьям, грызет орешки. Белочка красивая, ласковая и любит играть.Детям надевают нагрудные кармашки с изображением белки. На расстоянии 1, 5 м от них делают дорожку — кладут параллельно (с промежутком 50 см) две веревки. По сигналу (свисток) малыш должен взять одну шишку и бросить её далеко вперед, т. е. перебросить через дорожку. Затем ребенок должен бросить шишку другой рукой. Собрав после игры шишки в корзину, дети относят ее белочке, которая, сидя за дорожкой, смотрит, как они играют.
Пузырь
Дети становятся тесным кругом и надувают «пузырь»: наклонив голову вниз, дуют в кулачки, составленные «трубочкой» (один на один) .При каждом раздувании все делают шаг назад, выпрямляются, набирают воздух, затем снова наклоняются и произносят «ф-ф-ф», выдуваю воздух в свою трубочку. Так повторяется 3-4 раза.Затем дети берутся за руки и двигаются назад, расширяя круг и говоря:»Раздувайся пузырь, раздувайся большой,Оставайся такой, да не лопайся! «Образуется большой растянутый круг. Ведущий дотрагивается до соединения рук и говорит: «Воздух, выходи! » Все дети сбегаются к центру и произносят звук «тс-с-с», изображая выходящий воздух. Затем игра возобновляется.
Литература:
- Ниггеман Б., Ван У. «Ребенок — аллергик». С — П » Питер», 1995
2. Адо В. А. «Предупреждение аллергических заболеваний». Киев «Здоровье», 1986 г.
- Ниггеман Б., Ван У. «Ребенок — аллергик». С — П » Питер», 1995
4. Галанов А.С. Развивающие игры для малышей, М., 2006
5. Ильина Н.И. Что такое аллергия? М., 2005.
6. Лазарев М.Л. Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста «Здравствуй!». М., 1997.
Автор: Трифонова Наталия Тагировна — воспитатель ГБДОУ № 51 приморского района
г. Санкт-Петербург, Россия
Источник
Врачи-педиатры о создании гипоаллергенных условий для детей с аллергическими заболеваниями в дошкольных образовательных учреждениях
Варфоломеева Т.В., Гутов М.В., Касьянова А.С.
В общей структуре аллергических заболеваний одно из ведущих мест занимает атопический дерматит [2]. По данным эпидемиологических исследований атопическим дерматитом страдает до 35% детского населения [1]. Характерное для атопического дерматита раннее начало, быстрый переход к хроническим формам, с сохранением клинических признаков, приводит к инвалидизации ребенка и его социальной дезадаптации. Являясь мультифакторным заболеванием, в 20-50% случаев атопический дерматит связан с пищевой аллергией, наиболее эффективным способом лечения которой является элиминация этиологически значимых аллергенов из рациона ребенка [3, 6, 8].
Организация в дошкольных образовательных учреждениях специализированных групп для детей с атопическим дерматитом позволит приблизить оздоровление к детям и осуществлять его в строго плановом порядке [4]. Оздоровление детей, страдающих аллергией, предусматривает: создание гипоаллергенных условий пребывания ребенка в дошкольном учреждении; соблюдение гипоаллергенной диеты, сбалансированной по белкам, жирам, углеводам, калорийности с учетом физиологических норм, возрастных особенностей путем замены продуктов. Обязательное проведение образовательных программ для сотрудников детского сада и родителей с целью формирования адекватной медицинской активности родителей, обеспечение их достоверной информацией об аллергических заболеваниях, лечении, профилактике. Однако для оценки перспектив институционализации данной инновационной практики представляется актуальным изучение мнения о ней врачей-педиатров.
Цель исследования: выяснить мнения врачей-педиатров о целесообразности создания в детских садах специализированных групп для детей с аллергопатологией.
Материалы и методы исследования. Настоящее исследование выполнено в рамках программы Департамента образования администрации Волгограда «Профилактика аллергических заболеваний в условиях дошкольных образовательных учреждений». С целью ее реализации в пяти детских садах г. Волгограда были организованы условия гипоаллергенного быта и питания. Среди посещавших специализированные группы, легкое течение заболевания было диагностировано у 62,2% детей, среднетяжелое — 32,4%, тяжелое — 5,4%.
Для достижения поставленной цели была разработана анкета, с учетом принятых к анкетированию в социологии требований [5,7]. Анкета для педиатров состояла из 16 вопросов/утверждений, носящих закрытый характер. С помощью данной анкеты в феврале-марте 2012 г. в поликлиниках и больницах г. Волгограда было проведено анонимное анкетирование 64 врачей-педиатров, из которых 77% имели стаж работы 10 и более лет (сплошные гнездовые выборки).
Результаты исследования обрабатывались с использованием программ пакетов анализа статистических функций «Microsoft Excel» и статистического программного пакета «Atte». Для оценки качества ответов респондентов использовался критерий Колмогорова.
Результаты исследования и их обсуждение. На взгляд большинства (92,2%) опрошенных специалистов проблема аллергических заболеваний у детей дошкольного возраста, является важной и актуальной медико-социальной проблемой 7,8% сомневались в этом. При этом выявилось определенное влияние стажа работы в профессии на мнение по данному вопросу. Так педиатры со стажем до 10 лет чаще своих опытных коллег считали проблему аллергических заболеваний актуальной медико-социальной проблемой (95,5% против 85,0%) и реже — неактуальной (0,5% против 15,0%).
Считают, что дети с аллергией ограничены в общении со сверстниками, 28,1% респондентов, 61,0% не согласны с этим утверждением, затруднились выразить свое мнение 10,9%. Стаж работы в профессии также влиял на мнение по данному вопросу. Педиатры со стажем до 10 лет чаще своих опытных коллег соглашались с данным утверждением (40,0% против 29,5%), реже считали его неправильным (55,0% против 59,1%).
Большинство респондентов — 78% не знали об открытии специализированных групп для детей с аллергопатологией и только 22 % ответили на этот вопрос положительно. Это свидетельствует о недостаточной информированности врачей-педиатров о данном проекте. Вышеизложенное предполагает, что для реализации инновационных медико-социальных проектов необходимо использование PR-технологий, адресованных не только населению, но и специалистам внутри медицинского сообщества.
Более половины опрошенных специалистов (76,6%) считают правильным решением создание в детских садах специализированных групп для детей с аллергией, находят такое решение спорным 18,8%, 1,5% считают такое решение неправильным, затруднились ответить на вопрос 3,1% респондентов. Педиатры со стажем 10 и более лет достоверно чаще (86,4% против 55,0%) считали необходимым создание специализированных групп для детей с аллергией в детских садах, и значительно реже считали такое решение спорным (11,4% против 35,0%).
Половина опрошенных врачей (51,6%) считает, что создание специализированных групп для детей с аллергией в детских садах позволит уменьшить или даже предотвратить развитие аллергических заболеваний у детей в дальнейшем; сомневаются в этом 32,8%; затруднились высказать свое мнение по этому вопросу 15,6%. По данному вопросу также выявилось влияние стажа работы в профессии на мнение врачей. Так педиатры со стажем 10 и более лет значительно чаще (56,8% против 40,0%) считают, что пребывание детей с аллергией в специализированных группах позволит уменьшить или даже предотвратить развитие аллергических заболеваний у детей в дальнейшем. Не уверены в этом 29,6% педиатров со стажем 10 и более лет и 40,0% педиатров со стажем до 10 лет. Затруднились конкретизировать свое мнение 13,6% и 20,0% соответственно.
На взгляд большинства (62,5%) опрошенных специалистов, предельная наполняемость группы для детей с аллергическими заболеваниями должна составлять 12-15 человек, что будет соответствовать количеству детей для оздоровительной группы. Считают, что детей должно быть еще меньше 21,9%, 7,8% считают возможным присутствие и большего количества детей, затруднились высказать свое мнение по данному вопросу 7,8% респондентов. Педиатры со стажем 10 и более лет чаще своих коллег (65,9% против 55,0%) считают необходимым наличие 12-15 человек в специализированных группах для детей с аллергопатологией. Считают, что детей должно быть еще меньше 20,5% педиатров со стажем 10 и более лет и 25,0% педиатров со стажем до 10 лет. Думают о возможности посещения специализированной группы большего количества детей (до 20 человек) 6,8% врачей со стажем 10 и более лет и 10,0% специалистов проработавших в профессии менее 10 лет. Не определились с мнением по данному вопросу 6,8% и 10% соответственно.
Менее половины (43,6%) опрошенных специалистов считают, что регулярное присутствие педиатра, имеющего постдипломное образование по специальности «Аллергология и иммунология» в детском саду, может быть предпосылкой для возможности увеличения предельной наполняемости группы до 20 человек. При ответе на этот вопрос не выявлено влияния стажа респондентов.
Большинство респондентов (64,1%) считают целесообразным участие врача-аллерголога в работе детских садов общего профиля, 17,2% сомневаются в целесообразности работы врача-аллерголога в обычных детских садах, не видят в этом необходимости 15,6%, 3,1% не определились с ответом. Большинство опрошенных педиатров (65,0%) со стажем до 10 лет и 63,6% со стажем 10 и более лет видят целесообразность участия аллерголога в работе детских садов общего профиля.
Опрошенные педиатры (89,1%) считают необходимым наличие врача-аллерголога в детских садах, где есть специализированные группы для детей с аллергопатологией, сомневаются в целесообразности присутствия врача аллерголога 6,3%, не видят такой необходимости 3,1%, не конкретизировали свое мнение 1,5%.
Большинство опрошенных специалистов (90,6%) считают целесообразным проведение врачами практических занятий по профилактике аллергических заболеваний с сотрудниками дошкольных образовательных учреждений, считают, что такие занятия не нужны 4,7%, затруднились с выбором ответа 4,7%. Прослеживается влияние стажа при ответе на вопрос. Так педиатры со стажем 10 и более лет чаще своих коллег (93,2% против 85%) отметили целесообразность проведения занятий с воспитателями детских садов.
Целесообразным проведение врачами практических занятий по профилактике аллергических заболеваний с родителями детей считают 92,2% респондентов, не видят в этом необходимости 4,7% опрошенных специалистов, затруднились ответить 3,1%.
Считают целесообразным распространение опыта работы специализированных групп для детей с аллергопатологией на другие дошкольные образовательные учреждения 73,5% респондентов, 10,9% опрошенных специалистов сомневаются в необходимости расширения такого опыта оздоровительной работы с детьми, имеющими аллергические заболевания. Считают достаточным количество уже имеющихся групп 4,7% педиатров, не определились с ответом 10,9% врачей.
Целесообразным создание специализированных детских садов или групп для детей с другими распространенными заболеваниями считают 71,9% опрошенных врачей-педиатров, сомневаются в необходимости такой практики 12,6% респондентов. Считают не целесообразным создание таких дошкольных учреждений 4,6% опрошенных специалистов, затруднились с ответом 10,9% педиатров.
В практике опрошенных специалистов (75,0%) были случаи отказа родителей от лечения каких-либо заболеваний у детей дошкольного возраста из-за страха обострения аллергических заболеваний при наличии лекарственной непереносимости в анамнезе. Таких случаев не было у 15,6% респондентов, затруднились ответить 9,4% педиатров.
У половины опрошенных врачей-педиатров (53,1%) в практике были случаи отказа родителей от лечения каких-либо заболеваний у детей дошкольного возраста из-за страха обострения аллергического заболевания при отсутствии лекарственной непереносимости в анамнезе, в практике 32,8% педиатров таких случаев не было, не смогли определиться с ответом 14,1% респондентов.
Ответы врачей на вопросы анкеты были проанализированы на основании распределения частот встречаемости категоричных ответов и менее определенных ответов. Проверка нормальности распределения частот категоричных ответов показала, что они распределены по нормальному закону. Критерий Колмогорова для распределения частот ответов «да» составил 0,14 на уровне значимости 0,05, ответов «нет» -0,23 на уровне значимости 0,05, что говорит об отсутствии побочных факторов, влияющих на распределение ответов, и это распределение носит случайный характер.
Частотный анализ ответов респондентов на вопросы анкеты показывает, что категоричные ответы («да», «нет») встречаются значительно чаще других ответов. Размах частот встречаемости ответов «да» составляет 0,97, «нет» — 0,84, что значительно превышает размах частот встречаемости иных ответов. В то же время сравнение средних значений частот дает основание полагать, что положительные ответы («да») значительно превышают отрицательные (0,61 -частота положительных, 0,24 — частота отрицательных), что говорит о преимущественно положительном отношении респондентов к предлагаемой инновации. На основании проведенного частотного анализа можно утверждать, что у врачей в основном сформировано представление о необходимости создания специализированных групп для детей с аллергопатологией в условиях дошкольных образовательных учреждений.
Выводы. Большинство опрошенных педиатров рассматривают проблему аллергических заболеваний как важную и актуальную медико-социальную проблему. Врачи признают необходимость создания специализированных групп для детей с аллергическими заболеваниями, считают, что оздоровительные мероприятия, проводимые в таких группах, позволят уменьшить или предотвратить развитие аллергических заболеваний в дальнейшем, подчеркивают целесообразность участие врача-аллерголога в работе специализированных детских садов и групп, проведение врачами-аллергологами практических занятий с воспитателями дошкольных образовательных учреждений и родителями детей с аллергопатологией, с целью достижения комплаенса и повышения эффективности лечения, считают необходимым распространение опыта работы специализированных групп для детей с аллергическими заболеваниями на другие детские сады. В тоже время можно отметить недостаточные знания врачей-педиатров о конкретных детских садах, где имеются специализированные группы для детей с аллергическими заболеваниями и реализуемые в них программах, что предполагает усиление информационного сопровождения данной инновационной практики (в частности, проведение соответствующих РR-компаний среди медицинского персонала).
Источник