Синдром аллергии на школу: миф или правда?
Содержание статьи
Дети с раннего возраста учатся манипулировать взрослыми, особенно это касается их родителей. Со временем ребенок начинает понимать, как можно воздействовать на жалость, как быстро разозлить, как заставить заступаться за себя в ситуации, в которой он не прав, как вывести из себя и т.д. Школьники часто прибегают к различным хитростям, только чтобы не выполнять домашние задания или пропустить тяжелую контрольную. Если ребенок может правдоподобно преподнести информацию или ситуацию, то родители обязательно в нее поверят.
Конкретный пример
Можно взять для наглядности стандартную ситуацию, когда учащийся младших классов не хочет идти в школу, потому что не подготовился к опросу по литературе. Он не прочитал заданное произведение и на занятии точно получит «двойку», а потом и дома от родителей. Что ему делать? Единственный вариант — пропустить этот злополучный урок. Для этого ученик решает наврать утром, что у него сильно болит горло и голова, начать кашлять и закатывать глаза от ложного недомогания.
Особо восприимчивые родители поверят в выдуманную болезнь их чада и оставят его дома. Если такая схема пройдет хотя бы несколько раз, то можно не сомневаться, что она войдет в традицию. Чтобы родители не заподозрили подвоха, детали выдумки будут меняться, но суть останется прежней.
Вторая сторона медали
С враньем и ухищрениями школьников на первый взгляд все понятно. Но что делать, если у ребенка действительно развивается недуг? Кто может с полной уверенностью сказать, болит ли действительно голова у него или нет? Если не обращать внимания на жалобы и постоянно водить ребенка в школу, то вскоре недуг может аукнуться более серьезным и даже хроническим заболеванием.
Ни один родитель не должен допустить, чтобы его чадо страдало физически от какой-то болезни. Выявить большинство патологий и заболеваний может медицинское обследование. Оно покажет, страдает ли школьник от реальной болезни, либо у него просто разыгралось воображение или хитрость.
Однако не все анализы и исследования могут выявить причину постоянной головной боли. Иногда нужно посмотреть на проблему с точки зрения психологии. Существует довольно распространенный синдром «аллергии на школу». Он неожиданно и незаметно появляется, очень быстро развивается и тяжело протекает. Лечение при этом должно быть комплексным.
Симптомы «аллергии на школу»
Подобный диагноз в медицине действительно существует. Чаще всего он проявляется следующими симптомами:
- постоянные головные боли;
- нарушение сна (бессонница);
- сильное головокружение;
- быстрая утомляемость организма после умственных и физических упражнений;
- пассивное поведение, отсутствие интересов;
- плохое настроение, перерастающее в депрессию и плач.
Причины развития синдрома
Многие доктора медицинских наук утверждают, что «аллергия на школу» развивается в связи с ухудшением симптомов гиперактивности. У таких детей отмечаются сложности в дисциплине, им сложно концентрироваться на материале, долго заниматься одним и тем же делом. Если добавить к этому тяжелый характер и погрешности воспитания, то получится своеобразная «аллергия» на школу.
Психологи предпочитают относить данный синдром к одной из форм эмоционального расстройства личности. Однако некоторые специалисты уверены, что аллергия вполне может быть реальной, к примеру, пищевой. И в этом нет ничего странного и невероятного. Что такое аллергия? Это воспалительная реакция организма на какой-то раздражитель. Чаще всего это какое-то вещество, к которому организм особо чувствителен. Причем пораженным реакцией может быть любой орган, даже подкорковые центры мозга. Так что аллерген действительно способен вызвать головную боль.
Кроме чрезмерной чувствительности к продуктам питания, на процесс обучения теоретически могут повлиять многие другие факторы. Например: пыль, моющие средства, запахи и прочее. Все эти раздражители могут вызвать отек слизистой придаточных пазух и носоглотки. В итоге у школьника заметно затрудняется дыхание, появляется головная боль, снижается готовность к учебе.
Профилактика «аллергии на школу»
Первым делом рекомендуется обратиться к аллергологу. Тщательное обследование и анализы помогут выявить перечень главных раздражителей, к которым организм ребенка обладает повышенной чувствительностью. Затем нужно сопоставить его с реальной картиной. Есть ли в школе раздражители, которые могут привести к аллергической реакции?
Если они имеются, то нужны медикаментозные методы лечения. Иногда можно обойтись и без них, временно перестав водить чадо в школу. К примеру, в классе идет ремонт, а у ученика аллергия на краску. В этом случае оптимальным выходом будет перерыв в посещении школы на период ремонта. Это чревато последующем падением успеваемости по ряду предметов, зато здоровье ребенка будет в норме.
Прочие причины головной боли
Аллергическая реакция на раздражители в пределах школы — не единственная причина, по которой у ребенка может постоянно болеть голова. Иногда мигрень передается по наследству. В этом случае нужно смотреть на анамнез близких членов семьи. Возможно, один из родителей страдает гипертонией, либо у самого школьника есть склонность к внутричерепному давлению.
Если чадо начинает часто отказываться идти в школу, связывая это с головной болью, то рекомендуется ввести так называемый журнал жалоб. В нем нужно записывать даты и время жалоб, оценку боли по произвольной шкале. Со временем записи помогут прояснить картину происходящего. Но при анализе причин нужно учитывать все мелочи и обстоятельства, чтобы ничего не упустить.
Источник
Вся правда об «аллергии на школу»
Случалось ли вам на всех парах мчаться с работы, чтобы забрать из школы ребенка, у которого то ухо разболелось, то живот прихватило, то температура подскочила? И уже дома недоумевать: почему все вдруг как рукой сняло? Он мастерски притворяется или действительно от чего-то страдает? Проблема, между прочим, распространенная. Если кто-то называет ее «аллергией на школу», то Елена Навицкая, заведующая психотерапевтическим отделением Минского клинического детского психиатрического диспансера, склоняется к такому диагнозу: «соматоформная вегетативная дисфункция». И настоятельно рекомендует не только не делать попыток наказать ребенка, но и не ранить его недоверием.
Фото Татьяны СТОЛЯРОВОЙ.
— Обвинение в симуляции крайне оскорбительно даже для взрослого, уж не говоря о ребенке. Скорее всего, это закрепившаяся в определенный момент реакция детского организма на стресс, который постоянно повторяется, — объясняет Елена Валентиновна. — Проблема на уровне подсознания. Возможно, однажды в школе произошел конфликт, который впоследствии принял хроническую форму. Реакция на стрессовые ситуации, как и причины стрессов, могут быть индивидуальными. Ведь даже выразить свою точку зрения в 9 — 10-летнем возрасте получается далеко не всегда. Например, одна мама недавно обратилась ко мне именно с такой ситуацией, и я попросила ее вспомнить, когда именно ребенок начал столь болезненно в прямом смысле реагировать на школу и, главное, какие события этому предшествовали. И вот что выяснилось. На одной из переменок у мальчика случилась небольшая потасовка со сверстником, который обижал девочку. Педагог в причинах разбираться не стала, даже не выслушала ученика, который был уверен, что совершает по-настоящему мужской и благородный поступок. Учительница напомнила, что дисциплина в школе одна для всех, и публично наказала обоих. Причем в довольно своеобразной форме: изобрела некую доску позора, где фамилии и имена маленьких драчунов красовались целую неделю! Для ребенка с обостренным чувством справедливости это было психологической травмой. И не только потому, что пострадало его самолюбие. Для ребенка такого возраста авторитет педагога часто непререкаем, учителя для него — почти боги… Ребенок чувствует несправедливость, но не может возразить.
Это взрослый может уволиться с нелюбимой работы, а ребенок хочет не хочет, а обязан ходить в школу. И вот сознание честно идет на уроки, а подсознание яростно сопротивляется. Результат? Душевное страдание может перерасти в самое настоящее физическое. Поднимается температура, болит живот, ухо, горло, кружится голова… Со стороны, конечно, напоминает танатоз — мнимую смерть у некоторых животных при встрече с опасностью: как только она отступает — тут же случается и чудесное воскрешение. Вот поэтому взрослые, никогда не испытывавшие подобного страдания, часто упрямо считают, что ребенок симулирует. И этим только усугубляют положение.
Хотя притворство, конечно, тоже не исключено. Возможен такой вариант: однажды ребенок, страдающий от недостатка внимания со стороны родителей, учителей или сверстников, обнаруживает, что его проблему словно по щелчку решает лишь его недомогание. Проверил раз — сработало! И понеслось… Поэтому, чтобы не спровоцировать его на такую хитрость, лучше бурно не реагировать на жалобы, особенно когда отсутствуют симптомы, явно указывающие на болезнь. Педагог может предложить ученику просто немного отдохнуть, посидеть в сторонке, сходить в медпункт и так далее. Родителям тоже не стоит ахать да охать: пожалейте ребенка, погладьте, скажите ласковые слова — вдруг именно этого ему сейчас не хватает? Вообще, в детском сознании должно закрепиться, что болеть — неприятно, быть здоровым — хорошо. Скажем, если болит голова — значит, необходим постельный режим, а вовсе не сидение за компьютером.
А как же быть, если ребенок не лукавит? Прежде всего, говорит Елена Валентиновна, важно исключить те заболевания, на которые указывают тревожные симптомы, обратившись к соответствующим специалистам, а при необходимости можно пройти и полное медицинское обследование. Если все в порядке, тогда уместен визит к психотерапевту.
Советует доктор Навицкая
Побольше уделяйте внимания своим детям. Доверяйте им. Разговаривайте, старайтесь узнать, что их беспокоит.
Не спешите критиковать, упрекать, подгонять под общепринятые рамки и навязывать свою точку зрения только потому, что вы старше и, дескать, поэтому знаете, как лучше. Вы тоже можете ошибаться. Помните, что душевные травмы заживают гораздо медленнее. А порой и вовсе оставляют шрам на всю жизнь.
Кстати
Запустить цепочку болезненных реакций детского организма на пребывание в школе способен не только прямой конфликт. Это может быть несоответствие ожиданий ребенка и его родителей по отношению к школе и той реальности, с которой они столкнулись, непоследовательность в действиях учителей и родителей, резкая смена стиля воспитания и обучения. Недавно к Елене Навицкой пришла мама третьеклассника и рассказала, что настройка перед поступлением в школу в этой семье прошла наилучшим образом — и на ежедневные домашние задания, и на то, что сын должен стараться приносить только лучшие оценки, даже портфель научились складывать и надевать школьный костюм на скорость, чтобы никогда не опаздывать. И вдруг выясняется, что портфель, который мама так старательно вместе с сыном выбирала, пока не нужен, потому что все учебники и тетради по новым правилам хранятся в классе, домашних заданий не задают, оценок не ставят, да и дневников-то нет. Сначала ребенок растерялся, потом, естественно, расслабился, а когда в середине года уже во втором классе вдруг все изменилось и нужно было резко напрячься, он уже не смог. Итог? В третьем классе начал «болеть» то тем, то этим…
Фото svetnsk.ru
Полезно знать:
Круглосуточный телефон доверия для детей и подростков (8-017) 246-03-03.
Был случай
Как-то Елена Навицкая работала с 15-летней девочкой. Назовем ее Женей. Постоянные конфликты с учительницей гимназии стали одной из причин госпитализации в психиатрическое отделение. А мама, несмотря на неоднократные просьбы дочери сменить учебное заведение, реагировала категорично, дескать, это же одна из лучших гимназий в Минске, поэтому надо набраться сил и потерпеть. Что же сделала Женя? Начала решать проблему сама! Выписавшись из больницы, ни слова не говоря маме, проштудировала интернет на предмет ближайших учебных заведений, внимательно изучила отзывы и выбрала наиболее понравившееся, кстати, обычную районную школу. Потом так же самостоятельно забрала из гимназии свои документы и отнесла их туда, куда захотела. Позже она призналась доктору: «Я наконец-то почувствовала себя человеком! Здесь на меня не кричат, а искренне пытаются помочь и научить…» Есть такой термин в психиатрии: «дидактогения» — действие педагога, которое может вызвать болезнь у ученика. И реакция на непрофессиональные действия педагогов может быть различной — от энуреза до болей в животе. Наиболее решительные ученики могут просто бойкотировать ненавистный урок. Кто-то оказывается более стрессоустойчивым. К счастью, не всегда конфликт заходит далеко. Чаще совместными усилиями его удается разрешить. Или научиться — иногда с помощью психолога или психотерапевта — воспринимать происходящее иначе, смотреть на педагога и ситуацию с учебой по-другому.
eversman@sb.by
Советская Белоруссия № 32 (25167). Четверг, 16 февраля 2017
Источник
Осторожно, школа: аллерген найдет ученика и в классе
Говоря о безопасности ребенка в школе, взрослые обычно имеют в виду безопасную дорогу в учебное заведение и домой, отсутствие одноклассников-буллеров, надежные потолки и теплые классы. Но мало кто догадывается, что источник угрозы, подстерегающей ребенка во время занятий, может быть невидимым или едва заметным. Или никак не ассоциироваться с возможным ухудшением состояния здоровья ребенка с аллергией. Однако аллергены подстерегают учеников в классе.
Стресс и аллергия в школе
— В школу и, как правило, в детский сад идут осенью, после того, как за лето организм оздоровился. Но школа — это стресс. Это изменение обстановки, изменение социума.
Адаптация — сложный процесс для первоклассников. Непросто адаптироваться и тем, кто идет в старшую школу, где вместо одного учителя по всем предметам — отдельный учитель по каждому. Адаптация сложна и для учащихся выпускных классов. И этот стресс может выступить кофактором развития аллергических реакций.
Соответственно, у детей могут обостриться любые хронические заболевания, ведь нервная система и иммунная связаны между собой. Поэтому, если у ребенка есть аллергия на пищевые или воздушные аллергены, стресс может усилить эту реакцию или стать ее пусковым фактором, — рассказывает доцент кафедры клинической иммунологии и аллергологии Львовского государственного медицинского университета им. Данила Галицкого, кандидат медицинских наук, аллерголог, иммунолог Светлана Зубченко.
Аллергенный микроклимат
Также нужно учесть, что и школа, и детский сад являются закрытыми и малопроветриваемыми помещениями, где возникает собственный микроклимат. Следовательно, сенсибилизация имеет свои особенности.
Среди сенсибилизаторов учебных помещений — прежде всего клещи домашней пыли. Особенно много их может быть в библиотеках и старых комнатах. Способствуют накоплению пыли и кондиционеры.
Подстерегают школьников и воспитанников детских садов и аллергены животных. Даже когда животных непосредственно в учреждении нет. Ведь аллергенные молекулы может принести на своей одежде или обуви сосед по парте, который держит питомца дома. Или просто живет в одном подъезде с владельцем кота или собаки.
— Осень плюс закрытые помещения — это рай для плесени, активно продуцирующей споры. Такой как альтернария или кладоспориум. Особенно много спор в школьных раздевалках и закрытых спортивных залах.
И сенсибилизированные дети будут реагировать на эти споры обострением астмы, бронхита или бронхообструктивным синдромом. Особенно после физической нагрузки, — продолжает врач.
В детских садах, отмечает она, нужно обращать особое внимание на ковры и подушки.
— Родители моих пациентов часто рассказывают, что в детсадах пользуются перьевыми подушками и старыми шерстяными одеялами. Это настоящие хранилища, где скапливаются и размножаются клещи домашней пыли, — говорит врач.
Школьный класс с опасностью пищевой аллергии
Но опасными учебные заведения являются для детей не только с респираторной, но и с пищевой аллергией.
— По данным американского фонда «Астма и аллергия», в классных комнатах можно ожидать контакта с пищевым аллергеном в 46,6 % случаев. В кафетериях — в 19,9, в игровых комнатах — в 9,7 %. Где же эти пищевые аллергены могут содержаться в школе?
Без сомнения, в различных продуктах, в частности в конфетах, содержащих арахис или фундук. Еще в продуктах, содержащих молоко, а следовательно, и молочный белок казеин. А молекула казеина является термостойкой. Она сохраняет свои свойства и в хлебобулочных изделиях, куда добавляют молоко, в кашах, в шоколаде или кондитерских кремах, — отмечает Светлана Зубченко.
Аллергические реакции на казеин могут быть очень тяжелыми, в том числе иметь вид ангионевротического отека и анафилаксии. В более легких случаях ребенок с аллергией на этот молочный белок может иметь крапивницу.
Но белок молока казеин содержат не только продукты питания. Есть он и в предметах, которые используют в школе и детском саду, — меле, клее или краске.
Этот белок используют, чтобы добавить прочности и улучшить вязкость материала, в производстве красок, клеев, мелованной бумаги и собственно мела. В частности того, что не крошится при письме.
Поэтому дети с аллергией к белкам молока должны быть осторожны при контакте с этими веществами. Таких учеников врачи рекомендуют учителям отсаживать на задние парты, подальше от доски.
— У меня был случай, когда у мальчика появлялась крапивница каждый раз, когда он писал мелом. И мы не могли понять причину. Как оказалось, причина заключалась в казеине, на который у ребенка была аллергия. Зная об аллергии, мальчик не употреблял молоко. Но у него появилась реакция и на мел, — делится опытом Светлана Зубченко.
Опасные LTP-белки
Родителям детей с аллергией нужно обратить внимание и на возможные контакты их детей с белками группы LTP, которые вызывают тяжелые аллергические реакции. Есть такие белки в яблоках, персиках и винограде. Даже если родители знают, что их ребенок сенсибилизирован к этим белкам и не дают ему продукты, их содержащие, не исключено, что школьника может угостить ими кто-то из одноклассников.
— Мама может не давать ребенку продукты, содержащие аллергены, и предупреждать, что их нельзя есть. Но вот у кого-то в классе день рождения — и он угостит конфетой или пирожным. Поэтому нужно помнить о таких случаях и учить ребенка, чтобы не брал продукты, которыми его угощают друзья в школе. И чтобы за этим следили учителя, особенно когда речь идет о младших школьниках, — отмечает Светлана Зубченко.
Реакция на аллергены может быть очень тяжелой. Особенно во время и после уроков физкультуры, когда физическая нагрузка индуцирует аллергическую реакцию. Ребенок вместо того, чтобы выпить воды, съедает яблоко или персик. И так может получить ангионевротический отек или анафилаксию. Такую же реакцию может вызвать и употребление изделий из пшеницы до занятий по физкультуре.
Как предупредить аллергию
— Поэтому подчеркиваем: если родители знают, что у ребенка есть склонность к аллергии, лучше сделать аллергологический паспорт, где будет указано, к каким молекулам ребенок сенсибилизирован. И обратиться к врачу за разъяснениями, какие продукты можно есть, а какие — нет, — говорит Светлана Зубченко.
Также о том, какие продукты нельзя есть ребенку, должны быть предупреждены все учителя и воспитатели, которые с ним работают.
А руководству детских садов врач советует закупать гипоаллергенные подушки и матрасы. И по возможности отказаться от шерстяных ковров и старой мебели, которые так любят пылевые клещи. А еще — от комнатных растений, ведь земля в вазонах может быть рассадником плесени.
По этой же причине желательно периодически проводить ремонты в помещениях детсадов и школ, особенно старых.
По словам Светланы Зубченко, аллергия на альтернарию плохо лечится. Случаев заболевания ею и аллергией на пылевых клещей особенно много среди учащихся и воспитанников сельских школ и садов. В таких учреждениях старые помещения и не хватает денег на ремонт. В городских учебных заведениях плесени и клещей значительно меньше, отмечает врач.
Еще родителям важно знать: аллергия на пылевых клещей, споры грибов или аллергены домашних животных излечима. Для этого используется метод аллерген-специфической иммунотерапии (АСИТ). Ее еще называют аллергенной иммунотерапией (АИТ). После курса такого лечения аллергия обычно отступает на много лет, а то и навсегда.
Чтобы лечение было эффективным, для него нужны препараты высокого качества. В частности, такое имеют аллергены испанской компании Inmunotek, доступные в Украине.
А подобрать для вашего ребенка оптимальный курс АИТ может только врач.
Сверхмелкие частицы провоцируют астму у школьников
Пыль, который поднимается на школьных переменах, и частицы мела, разлетающиеся от доски, — источники сверхмелких частиц размером менее 100 нанометров.
Такие частицы, по данным опубликованного в сентябре 2019 европейского исследования, проникая глубоко в нижние дыхательные пути, могут провоцировать приступы астмы у школьников.
По мнению ученых, это объясняется не только размером частиц и их способностью проникать вглубь легких. А еще и тем, что в воспаленных легких детей-астматиков такие частицы оседают легче.
Авторы другого исследования добавляют, что симптомы астмы может вызвать и некрошащийся мел. Он опасен для детей-аллергиков еще и тем, что содержит молочный белок казеин.
Выводы
Итак, аллергическая реакция может возникать в школе или садике, усиливаясь стрессом из-за изменения условий жизни с началом учебного года.
Основными источниками аллергенов в детских садах являются подушки и одеяла. Или горшки с цветами, где может размножаться грибок. В сельских учреждениях — еще и старые помещения, и мебель.
Источники пищевой аллергии прячутся и в школьном классе. Даже в неожиданных местах или предметах, таких как мел.
Сама же мел, как и школьная пыль, является источником сверхмелких частиц. А они способны спровоцировать возникновение у школьников симптомов астмы.
Источник